
«Плохой хороший человек», студия Ленфильм, режиссёр режиссёр Иосиф Хейфиц
— Видел я сегодня Ваню Лаевского. Трудно живётся человечку. Материальная сторона жизни неутешительна. А главное, психология одолела. Жаль парня.
— Вот уж, кого мне не жаль. Если бы этот милый мужчина тонул, то я бы ещё палкой подтолкнул.
— Неправда, ты бы этого не сделал.
— Почему ты так думаешь? Я так же способен на доброе дело, как и ты.
— Разве утопить человека — доброе дело?
— Лаевского — да.
Весьма жестокое высказывание, не правда ли? Что же за человек этот Лаевский, если о нём говорят такое? В сущности, конечно, — не самый приятный тип. Увёл чужую жену. А теперь ещё и жизнью недоволен — жалуется, что разлюбил, что всё ему не мило, и хорошо бы вообще всё бросить и сбежать подальше из сонного приморского городка на Кавказе, где он когда-то так надеялся стать счастливым. Иван Лаевский и барон Николай фон Корен, который так нелестно о нём отзывается — герои кинофильма «Плохой хороший человек». Под таким названием в 1973 году режиссёр Иосиф Хейфиц экранизировал повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Фрагмент из этого фильма прозвучал в начале нашей программы. В центре сюжета — противостояние двух главных героев. Каждый из них считает другого воплощением всего плохого, что только может быть в человеке. Лаевский противен фон Корену своей мягкотелостью, своеобразным пониманием морали и нравственности и соответствующим образом жизни. Барон, в свою очередь, в глазах Лаевского выглядит категоричным идеалистом, для которого прав тот, кто сильнее. Эта взаимная неприязнь, поначалу молчаливая, однажды и приводит героев к трагической развязке. Между ними происходит дуэль.
Иосиф Хейфиц в своей картине филигранно вырисовывает душевные качества персонажей. А своё собственное отношение к ситуации высказывает уже в самом названии, которое выбрал для фильма. Режиссёр говорил: «Странно вроде бы звучит! Уверен, что прока́тчики на афишах прибавят букву „И“ — „Плохой и хороший“, — как будто речь идёт о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идёт об одном...»
Но разве такое возможно? Как может один и тот же человек оказаться и дурным, и добрым? На этот вопрос, вслед за Чеховым, и попытался ответить Иосиф Хейфиц в своей картине. Разобраться в этой не только психологической, но и духовной дилемме зрителям помогают второстепенные герои. Такие, например, как доктор Самойленко — радушный, готовый каждому от души помочь. Или молодой дьякон — простой, может быть, не особенно образованный, но в самом главном он оказывается куда мудрее рафинированного интеллектуала фон Корена. Так, например, в одном из эпизодов между ними происходит разговор о любви к ближнему и силе веры.
— Христос, надеюсь, заповедовал нам любовь разумную?
— В Христа же вы не веруете, зачем же вы так часто Его упоминаете?
— Верую. Но не по-вашему.
— Какая же это вера. А вот, у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что, когда в засуху идёт в поле дождя просить, берёт с собой дождевой зонтик. Чтобы его на обратном пути дождик не промочил.
— Вот, вы всё учите, постигаете пучины моря, на дуэли вызываете. А всё остаётся на своём месте. А поглядите, какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно только слово — и полетит у вас всё вверх тормашками.
Но мы, кажется, совсем забыли про дуэль! Она состоится. А чем закончится — вы обязательно узнаете, если посмотрите фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Кстати, в нём снимались замечательные актёры — Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко, Олег Даль в роли Лаевского, а барона фон Корена сыграл Владимир Высоцкий. Режиссёр вспоминал, что Владимир Семёнович, пытаясь понять характер своего персонажа, постоянно говорил: «Ну, что же, он такой мерзавец?! Ну, неужели в нём нет ничего хорошего?». Уверен, что, в конце концов, он нашёл ответ на этот вопрос. Найдём его и мы, посмотрев картину «Плохой хороший человек» — фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер