«Плохой хороший человек» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Плохой хороший человек»

* Поделиться

«Плохой хороший человек», студия Ленфильм, режиссёр режиссёр Иосиф Хейфиц

— Видел я сегодня Ваню Лаевского. Трудно живётся человечку. Материальная сторона жизни неутешительна. А главное, психология одолела. Жаль парня.

— Вот уж, кого мне не жаль. Если бы этот милый мужчина тонул, то я бы ещё палкой подтолкнул.

— Неправда, ты бы этого не сделал.

— Почему ты так думаешь? Я так же способен на доброе дело, как и ты.

— Разве утопить человека — доброе дело?

— Лаевского — да.

Весьма жестокое высказывание, не правда ли? Что же за человек этот Лаевский, если о нём говорят такое? В сущности, конечно, — не самый приятный тип. Увёл чужую жену. А теперь ещё и жизнью недоволен — жалуется, что разлюбил, что всё ему не мило, и хорошо бы вообще всё бросить и сбежать подальше из сонного приморского городка на Кавказе, где он когда-то так надеялся стать счастливым. Иван Лаевский и барон Николай фон Корен, который так нелестно о нём отзывается — герои кинофильма «Плохой хороший человек». Под таким названием в 1973 году режиссёр Иосиф Хейфиц экранизировал повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Фрагмент из этого фильма прозвучал в начале нашей программы. В центре сюжета — противостояние двух главных героев. Каждый из них считает другого воплощением всего плохого, что только может быть в человеке. Лаевский противен фон Корену своей мягкотелостью, своеобразным пониманием морали и нравственности и соответствующим образом жизни. Барон, в свою очередь, в глазах Лаевского выглядит категоричным идеалистом, для которого прав тот, кто сильнее. Эта взаимная неприязнь, поначалу молчаливая, однажды и приводит героев к трагической развязке. Между ними происходит дуэль.

Иосиф Хейфиц в своей картине филигранно вырисовывает душевные качества персонажей. А своё собственное отношение к ситуации высказывает уже в самом названии, которое выбрал для фильма. Режиссёр говорил: «Странно вроде бы звучит! Уверен, что прока́тчики на афишах прибавят букву „И“ — „Плохой и хороший“, — как будто речь идёт о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идёт об одном...»

Но разве такое возможно? Как может один и тот же человек оказаться и дурным, и добрым? На этот вопрос, вслед за Чеховым, и попытался ответить Иосиф Хейфиц в своей картине. Разобраться в этой не только психологической, но и духовной дилемме зрителям помогают второстепенные герои. Такие, например, как доктор Самойленко — радушный, готовый каждому от души помочь. Или молодой дьякон — простой, может быть, не особенно образованный, но в самом главном он оказывается куда мудрее рафинированного интеллектуала фон Корена. Так, например, в одном из эпизодов между ними происходит разговор о любви к ближнему и силе веры.

— Христос, надеюсь, заповедовал нам любовь разумную?

— В Христа же вы не веруете, зачем же вы так часто Его упоминаете?

— Верую. Но не по-вашему.

— Какая же это вера. А вот, у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что, когда в засуху идёт в поле дождя просить, берёт с собой дождевой зонтик. Чтобы его на обратном пути дождик не промочил.

— Вот, вы всё учите, постигаете пучины моря, на дуэли вызываете. А всё остаётся на своём месте. А поглядите, какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно только слово — и полетит у вас всё вверх тормашками.

Но мы, кажется, совсем забыли про дуэль! Она состоится. А чем закончится — вы обязательно узнаете, если посмотрите фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Кстати, в нём снимались замечательные актёры — Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко, Олег Даль в роли Лаевского, а барона фон Корена сыграл Владимир Высоцкий. Режиссёр вспоминал, что Владимир Семёнович, пытаясь понять характер своего персонажа, постоянно говорил: «Ну, что же, он такой мерзавец?! Ну, неужели в нём нет ничего хорошего?». Уверен, что, в конце концов, он нашёл ответ на этот вопрос. Найдём его и мы, посмотрев картину «Плохой хороший человек» — фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем