
«Плохой хороший человек», студия Ленфильм, режиссёр режиссёр Иосиф Хейфиц
— Видел я сегодня Ваню Лаевского. Трудно живётся человечку. Материальная сторона жизни неутешительна. А главное, психология одолела. Жаль парня.
— Вот уж, кого мне не жаль. Если бы этот милый мужчина тонул, то я бы ещё палкой подтолкнул.
— Неправда, ты бы этого не сделал.
— Почему ты так думаешь? Я так же способен на доброе дело, как и ты.
— Разве утопить человека — доброе дело?
— Лаевского — да.
Весьма жестокое высказывание, не правда ли? Что же за человек этот Лаевский, если о нём говорят такое? В сущности, конечно, — не самый приятный тип. Увёл чужую жену. А теперь ещё и жизнью недоволен — жалуется, что разлюбил, что всё ему не мило, и хорошо бы вообще всё бросить и сбежать подальше из сонного приморского городка на Кавказе, где он когда-то так надеялся стать счастливым. Иван Лаевский и барон Николай фон Корен, который так нелестно о нём отзывается — герои кинофильма «Плохой хороший человек». Под таким названием в 1973 году режиссёр Иосиф Хейфиц экранизировал повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Фрагмент из этого фильма прозвучал в начале нашей программы. В центре сюжета — противостояние двух главных героев. Каждый из них считает другого воплощением всего плохого, что только может быть в человеке. Лаевский противен фон Корену своей мягкотелостью, своеобразным пониманием морали и нравственности и соответствующим образом жизни. Барон, в свою очередь, в глазах Лаевского выглядит категоричным идеалистом, для которого прав тот, кто сильнее. Эта взаимная неприязнь, поначалу молчаливая, однажды и приводит героев к трагической развязке. Между ними происходит дуэль.
Иосиф Хейфиц в своей картине филигранно вырисовывает душевные качества персонажей. А своё собственное отношение к ситуации высказывает уже в самом названии, которое выбрал для фильма. Режиссёр говорил: «Странно вроде бы звучит! Уверен, что прока́тчики на афишах прибавят букву „И“ — „Плохой и хороший“, — как будто речь идёт о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идёт об одном...»
Но разве такое возможно? Как может один и тот же человек оказаться и дурным, и добрым? На этот вопрос, вслед за Чеховым, и попытался ответить Иосиф Хейфиц в своей картине. Разобраться в этой не только психологической, но и духовной дилемме зрителям помогают второстепенные герои. Такие, например, как доктор Самойленко — радушный, готовый каждому от души помочь. Или молодой дьякон — простой, может быть, не особенно образованный, но в самом главном он оказывается куда мудрее рафинированного интеллектуала фон Корена. Так, например, в одном из эпизодов между ними происходит разговор о любви к ближнему и силе веры.
— Христос, надеюсь, заповедовал нам любовь разумную?
— В Христа же вы не веруете, зачем же вы так часто Его упоминаете?
— Верую. Но не по-вашему.
— Какая же это вера. А вот, у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что, когда в засуху идёт в поле дождя просить, берёт с собой дождевой зонтик. Чтобы его на обратном пути дождик не промочил.
— Вот, вы всё учите, постигаете пучины моря, на дуэли вызываете. А всё остаётся на своём месте. А поглядите, какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно только слово — и полетит у вас всё вверх тормашками.
Но мы, кажется, совсем забыли про дуэль! Она состоится. А чем закончится — вы обязательно узнаете, если посмотрите фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Кстати, в нём снимались замечательные актёры — Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко, Олег Даль в роли Лаевского, а барона фон Корена сыграл Владимир Высоцкий. Режиссёр вспоминал, что Владимир Семёнович, пытаясь понять характер своего персонажа, постоянно говорил: «Ну, что же, он такой мерзавец?! Ну, неужели в нём нет ничего хорошего?». Уверен, что, в конце концов, он нашёл ответ на этот вопрос. Найдём его и мы, посмотрев картину «Плохой хороший человек» — фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM
Мелитополь (Запорожская область). Монастырь Саввы Освященного
 
                                    
В 1994 году в селе Терпение близ города Мелитополя Запорожской области был основан мужской монастырь во имя преподобного Саввы Освященного. Спустя год в ведение монахов передали также Иоанно-Предтеченскую церковь в Мелитополе. В советское время она служила продовольственным складом и нуждалась в реставрации. Иноки не только восстановили храм, но и благоустроили территорию вокруг него. Она стала сначала подворьем, а затем и основным местом расположения обители Саввы Освященного. Уже в 1998 году здесь проживало сорок пять монахов, многие из которых были в священном сане. Они окормляли городские храмы. Молодая обитель стала духовной опорой для города, слава о ней распространилась далеко за пределы Мелитополя. В монастырь потянулись паломники, насельники построили для них гостиницу и трапезную. Люди обращались в обитель со своими проблемами, подчас трудными. В 2007 году монахи организовали реабилитационный центр для страдающих алкоголизмом и наркоманией. Сейчас при монастыре работают иконописная, свечная, столярная, швейная мастерские, воскресная школа и библиотека. Здесь есть сад, огород и пасека. В обители Саввы Освященного ежедневно совершаются богослужения, днём и ночью звучит Псалтырь. Святое место дорого православным жителям Мелитополя.
Радио ВЕРА в Мелитополе можно слушать на частоте 96,7 FM



 
 



