
Один человек потерял лошадь и пошёл искать её по степи. Сильно проголодавшись и истомившись от жажды, он вошёл в ближайшее селение. В доме на краю села путник заметил женщину и попросил у неё кусок хлеба.
— Садись, добрый человек, я накормлю тебя обедом, — сказала женщина.
Она привела путника в сад, посадила за стол под деревом, принесла еду на подносе. Но только тот начал есть, как появился её муж. Он начал размахивать руками и громко кричать:
— О, несчастная! Разве я для того взял тебя в жёны, чтобы ты готовила обед для чужих? На каждого проходимца еды не напасёшься!
— Разве мы не должны соблюдать закон гостеприимства? — возразила ему женщина.
— Для меня гость — что в горле кость! — закричал хозяин дома, после чего буквально вытолкал путника за ворота своего дома.
Обидно это было, да ничего не поделаешь. Человек продолжил искать свою лошадь, долго блуждал по степи и снова увидел какое-то селение. Бедняга уже валился с ног от голода и усталости и решил попытать удачу. На улице он встретил молодого мужчину, попросил у него немного хлеба и стакан воды.
«Окажи мне честь, странник, посети мой дом, я накормлю тебя обедом», — сказал мужчина и повёл его в дом.
Дверь открыла женщина, и мужчина ей сказал: «На улице я встретил прохожего и пригласил его к нам на обед».
— О, несчастный! Разве я для того выходила за тебя замуж, чтобы ты отдавал наш обед чужим?
— Разве мы не должны соблюдать закон гостеприимства? — попытался урезонить мужчина жену.
— Для меня гость — что в горле кость! — выкрикнула женщина, и, разозлившись, захлопнула перед ними дверь.
Мужчина разгневался, а прохожий вдруг громко расхохотался.
— Что тут смешного? — удивился мужчина.
Путник рассказал, как в соседнем селении один грубиян встретил его точно так же, слово в слово, и выгнал из дома. Он описал, как выглядел тот человек и где стоит его дом.
— Теперь мне всё понятно, — сказал молодой мужчина. — Тот человек, который тебя так неприветливо встретил и моя жена — родные брат и сестра.
Вскоре путник нашёл свою лошадь и поспешил домой. Всю дорогу он думал об оставленных дома детях: правильно ли он их воспитывает? Не слишком ли мало время им уделяет? Какими они вырастут людьми? Что скажут, когда в их дверь когда-нибудь постучится голодный и изнемогающий от жажды странник?
Как говорит пословица, молоти, пока молотиться, а говори, пока слушают. Всему свой срок: придёт времечко — вырастит и семечко, вопрос в том, чтобы урожай был добрым.
(по мотивам арабской сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема