
Фото: Lucas Dial/Unsplash
В десятом веке до Рождества Христова израильский царь Давид сделал Иерусалим столицей своих владений. Политическое решение мудрый монарх утвердил сакральным действом — в город, получивший главенство, была доставлена величайшая иудейская святыня, Ковчег Завета. Золочёный ларь, внутри которого хранились каменные скрижали с десятью заповедями и другие реликвии, много километров несли на своих плечах иудейские священники. На протяжении всего пути каждые шесть шагов совершались жертвоприношения. Сам царь, одетый в простой льняной хитон, скакал перед Ковчегом, распевая молитвы.
Что означала эта пляска? Был ли это ритуальный танец, или царь Давид от избытка сердца выплеснул свой восторг? На этот вопрос попыталась ответить группа американских ученых из Чикаго, Миссури и Висконсина, сделав сравнительный анализ исторических документов и рассказа Второй библейской книги Царств. Свои выводы профессор древнееврейского языка Джон Уолтон, религиовед Виктор Мэтьюз и профессор истории Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместной работе под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Согласно хеттским, месопотамским и египетским летописям, пляски в древности на Ближнем Востоке носили преимущественно ритуальный характер. Праздничные танцы напоминали современные народные и заключались в согласованных движениях группы людей. Иногда профессиональные танцоры устраивали целые представления, напоминающие балет. Солисты исполняли вращения, прыжки, поддержки и акробатические номера. В ритуальной обстановке танцевали не только специально обученные профессионалы, но и священники. Один из хеттских религиозных праздников включал обязательную пляску царицы. Но при этом, ни в одном историческом источнике не сохранилось сведений о ритуальной пляске царя.
Вторая книга Царств повествует, что жена царя Давида, Мелхола, увидев мужа в окно пляшущим перед Ковчегом в толпе народа, осудила его и назвала пустым человеком. Если бы у иудейского народа существовала традиция, предписывающая правителю совершать ритуальный танец перед святыней, Мелхола знала бы о ней, как дочь предыдущего израильского монарха, царя Саула. Так что же представляла собой пляска монарха, которую супруга Давида сочла недостойной его сана? Чтобы ответить на этот вопрос, американские ученые провели лингвистический анализ библейского текста.
Комментарий эксперта:
Из трёх еврейских глаголов, описывающих действия Давида, два не вызывали затруднений у переводчиков — они обозначали танец, как таковой. А вот третий термин оказался настолько многозначным, что даже Септуагинта — греческий перевод, выполненный семьюдесятью иудейскими мудрецами в третьем веке до Рождества Христова, не передаёт всей гаммы его смыслов. Септуагинта и дальнейшие переложения Священного писания ограничили значение этого слова игрой на музыкальных инструментах, тогда как в древнееврейском первоисточнике оно одновременно означает «трепетать, ударять по струнам, кружиться вихрем, неистово плясать».
Греческий святой пятого века блаженный Феодорит Кипрский объясняет неистовую пляску Давида тем, что он был уязвлён любовью к Богу. Христианский праведник называет самого израильского царя музыкальным инструментом, возглашающим благодарственную песнь. Его современник, святитель Григорий Назианин, благоговейно именует подвижное и свободное шествование псалмопевца перед Богом не иначе как таинством. Исследования современных ученых подтверждают, что пророк Давид в своём танце не формально исполнял предписанные ритуалом действия, а всем существом выражал благодарность и преданность Творцу.
«Самолюбие как путь к конфликтам в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Мы говорили о том, как самолюбие приводит к семейным конфликтам — и что помогает из них выходить по-христиански.
Гости программы говорят о том, что ссоры и обиды неизбежны, но важно не оставаться в состоянии гнева, а вовремя остановиться, посмотреть «на небо» и обратиться к Богу. Семья — это не поиск виноватого, а труд каждого над собой. Осознать собственную неправоту, попросить прощения первым, заметить свои слабости — всё это открывает путь к примирению.
Отец Дмитрий и матушка Ника подчёркивают: важна совместная работа супругов. Полезно делиться мыслями, вести «дневники», чтобы честно видеть себя и друг друга. Помогает и молитва — не только о себе, но и друг за друга. Именно она возвращает мир в семью, даёт силы прощать и понимать ближнего.
О том, как в браке преодолевать обиды, сохранять доверие и вместе расти духовно — в программе «Семейный час».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
Гость-счастье в доме

Фото: PxHere
Давно это было. Жили в одном селении три брата, бедные-пребедные.
В те времена крестьяне в конце лета отмечали праздник жатвы. В этот день они наряжались, выходили в поле с серпами, срезали несколько колосьев, а потом усаживались пировать и веселиться.
А нашим братьям даже на праздник жатвы нечего было взять с собой поесть-попить, кроме кусочка чёрствого хлеба да кувшина воды.
Вот вышли крестьяне в поле, сели праздновать. Вдруг откуда-то появился незнакомый старик. Идёт мимо крестьян, и с каждым здоровается. Все ему кивают, но никто к себе не зовёт, ничем не угощает. Подошёл старик и к трём братьям.
— Присядь, отец, поешь с нами хоть хлебушка, — предложили они старику.
Присел старик к ним, спрашивает:
— Все поют, веселятся, а вы чего такие невесёлые?
— Да какое веселье — пустой хлеб есть да водой запивать!
— Ничего, налейте, выпьем хоть воды, — говорит старик.
Взял один из братьев кувшин, а в нём — не вода, а густое вино!
— Поглядите вон на ту горку, не овца ли там? — спрашивает старик.
— Нет, это камень большой, — отвечают они, но всё-таки послали младшего брата посмотреть.
Поднялся он на горку, а там — туша откормленной овцы и белый хлеб лежит рядом, будто для него положены.
Зажарили братья овцу, и пошёл у них пир горой с весёлыми песнями.
— Чего вы хотите, о чём больше всего мечтаете? — спрашивает у них старик.
— Мне бы земли немного, чтобы я мог семью прокормить, —говорит старший брат.
—А мне бы скотиной обзавестись, — стал мечтать вслух средний.
— А я мечтаю на хорошей девушке жениться и добрую хозяйку в дом привести, — признался младший брат.
— Будет у вас и земля, и стада тучные, а у тебя жена добрая. Будете счастливыми, покуда будете гостеприимными, — сказал старик и исчез.
Поняли братья, что не простой это был гость. Зажили они с той поры совсем по-другому, не ведая больше ни горя, ни нужды.
Но однажды отправился старик-волшебник проведать наших братьев: узнать, как они живут, как его наказ выполняют. Постучался он в дом старшего брата и попросил приюта.
— Ступай прочь, на вас, бродяг, хлеба не напасёшься! — сказал тот из-за двери.
Постучался старик к среднему брату, а тот даже на порог гостя не пустил.
— Коли так, живите по-прежнему! — молвил старики отправился к младшему брату.
Отворила дверь его жена — красивая, да только очень печальная.
— Входи, дедушка, — пригласила она в дом старика. — Сынок у нас болеет, но для гостя всегда место найдётся.
Пошла хозяйка в погреб за угощением, вернулась — а её сын рядом с мужем и гостем за столом здоровый и весёлый сидит.
Не зря говорят, что гость счастье в дом приносит. А когда старший и средний брат тоже это поняли, их жизнь снова наладилась.
( по мотивам грузинской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
«Совесть — голос Бога?» Священник Георгий Белькинд

Гостем программы «Пайдейя» был президент образовательного фонда имени Сергея и Евгения Трубецких священник Георгий Белькинд.
Мы говорили о христианском взгляде на совесть, можно ли сказать, что это «голос Бога в человеке», как обращение к совести может помогать в образовании и воспитании.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя