
Фото: Polina Grishma/Unsplash
Рассказы Священного писания зачастую воспринимаются как мифы еврейского народа, не относящиеся ко всеобщей истории человечества. И уж тем более трудно представить, что имена персонажей Ветхого Завета могут быть причастны к летописи России. Но, тем не менее, такое историческое пересечение произошло. Летом 2016 года экспедиция института археологии Российской академии наук в ходе очередного полевого сезона на городище Фанагория в Краснодарском крае обнаружила артефакт с именем персидского царя Дария. Того самого Дария Великого, который неоднократно упоминается в книгах пророков Аггея, Захариии, Ездры, как правитель, поспособствовавший восстановлению Иерусалимского храма, разрушенного вавилонским царём Навуходоносором. Руководитель фанагорийской экспедиции, доктор исторических наук Владимир Кузнецов назвал находку российских архелогов научной сенсацией мирового значения.
Комментарий эксперта:
На раскопках Фанагории, в слоях, относящихся к пятому веку до Рождества Христова, учёные обнаружили фрагмент мраморной плиты с клинописной надписью на древнеперсидском языке. На стеле сохранилось около десяти-пятнадцати процентов сообщения. Текст, который удалось расшифровать, указывает на то, что надпись выполнена от имени персидского царя Дария Первого Великого, правившего державой Ахеменидов. Эта древняя империя, созданная персидской династией Ахеменидов, включала в себя обширные владения, простирающиеся от реки Инд до Средиземного моря с востока на запад и от африканской реки Нил до Закавказья с юга на север. Клинописные документы, подобные фанагорийскому, учёные находили и прежде, но большинство из них были обнаружены в Персеполисе — столице древнеперсидского царства, на территории современного Ирана.
После того, как персы завоевали Вавилон, в состав державы Ахеменидов вошла и пленённая вавилонянами Иудея — это произошло в середине шестого века до Рождества Христова. Правивший в то время Кир Великий издал декрет, позволяющий евреям вернуться из вавилонского плена в Иерусалим и восстановить храм, разрушенный Навуходоносором. Вчерашние пленники с воодушевлением приступили к восстановлению, но вскоре их пыл угас — слишком истощены были материальные и моральные ресурсы народа. И только спустя пятнадцать лет, на шестой год царствования Дария Первого, строительство возобновилось и увенчалось успехом.
В иных областях державы Ахеменидов правление Дария складывалось не столь благополучно. Многие страны восстали против персидского владычества. Несколько греческих городов объединились и выступили против Дария единым фронтом. Этот союз повстанцев получил имя Ионийский по названию местности, где они находились. Дарию удалось подавить Ионийское восстание. Победе персидского царя над греками, по мнению российских археологов, и посвящен памятник, найденный на раскопках в Фанагории.
Комментарий эксперта:
Работа над расшифровкой клинописной записи на стеле, найденной в Краснодарском крае, ещё только начата, но некоторые выводы уже удалось сделать. Так, одно из слов, присутствующих в тексте, восстановлено как топоним «Милет». Такое имя носил крупнейший греческий город в Ионии, стоявший во главе восстания против Дария Первого. Можно предположить, что царь после победы над греками поставил в Милете мраморную стелу с текстом, повествующим о его триумфе. Когда же через несколько лет, уже после смерти Дария, ионийцам удалось свергнуть персидское владычество, памятник был разбит. Один из его осколков мог быть взят в качестве балласта на корабль, идущий в Фанагорию, которая в пятом веке до Рождества Христова являлась греческой колонией.
Артефакт, обнаруженный археологами в Краснодарском крае, наглядно показывает, насколько едина история человечества. Балласт, брошенный греческими моряками на берегу Фанагории, хранит память о персидском царе, имя которого не раз упоминается на страницах Священного писания.
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час