
Фото: Photo 11 / Unsplash
В разгар Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов Достоевский в своём «Дневнике писателя» опубликовал размышления о Плевне — болгарском городе, осаждённом турками и превращённом ими в неприступную крепость. Русские войска несколько раз пытались штурмовать её, но — безуспешно. Фёдор Михайлович называл Плевну «твердыней, которая уже потребовала двойных, тройных усилий, чем предполагалось вначале, и которая до сих пор еще не взята». Однако тут же, следом, Фёдор Михайлович писал: «Возьмут Плевну, наверное. Возьмут Османа, когда он пойдет напролом чтобы выйти из собственной западни и не умереть в ней с голоду...» Эти слова Достоевского сбылись с поразительной точностью.
Осада Плевны стала одним из ключевых эпизодов Русско-Турецкой войны. Россия вступила в неё, чтобы защитить братьев по вере. Болгария тогда входила в Османскую империю, и на её территории турки жестоко притесняли коренное христианское население. В те дни болгарский Центральный комитет национально-освободительной борьбы выпустил воззвание к народу. В нём говорилось: «Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь...»
Первый штурм Плевны произошёл 20 июня 1877 года. Обстрел крепости длился 4 часа. В какой-то момент русские пошли в наступление. Но у турок было почти троекратное превосходство в численности. В результате наша армия под командованием генерала Юрия Шильдера отступила. Спустя 10 дней подошло подкрепление — пехота и кавалерия. На сей раз перевес по численности и вооружению оказался у русской армии — более 29 тысяч солдат против 24-х тысяч у турок. Пятидесяти четырём турецким орудиям противостояло сто сорок русских пушек. Казалось бы — победа у нас в руках! Российским солдатам удалось прорваться к главной линии укреплений крепости. Но шквальный огонь с турецкой стороны снова заставил отступить — слишком уж велики оказались потери... Ходом этой операции руководил генерал Михаил Дмитриевич Скобелев. После второй неудачи у стен Плевны он решил отрезать крепость от снабжения. 22 августа русская армия успешно атаковала город Ловчи в 20 километрах от Плевны, через который в крепость шли поставки провианта. После этого было решено штурмовать город в третий раз.
Третий штурм состоялся 30 августа 1877-го. Он стал одним из самых кровопролитных. И — увы, снова закончился для русской армии неудачей. Однако Плевна по-прежнему оставалась в блокаде. И российское командование приняло решение — ждать, усилив осаду города. Герой обороны Севастополя, инженер Эдуард Тотлебен, придумал способ сброса воды с городской плотины. В крепости остановились водяные мельницы. У противника не стало возможности молоть муку и выпекать хлеб. Голод и постоянные артиллерийские обстрелы вынудили турецкого военачальника Османа-пашу на отчаянный шаг. Из обороны он решил перейти в наступление. 10 декабря турки атаковали русские войска. Однако, ослабленные осадой, они уже не смогли, как раньше, противостоять императорской армии. 28 ноября 1877 года раненый Осман-паша приостановил сражение и приказал поднять белый флаг. Турецкая армия безоговорочно сдалась.
Пять месяцев боёв за Плевну стоили нашей армии множества солдатских жизней. Но эта победа переломила ход войны. Падение Плевны ослабило турецкую армию. Болгария была освобождена от османского ига. А для русских войск открылся путь через Балканы к Константинополю, в результате чего в 1878 году был подписан выгодный для России во многих отношениях Сан-Стефанский мирный договор.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица