
Янни Ролански
В социальных сетях в начале года все кипит и бурлит. Все обсуждают свои планы на наступивший год.
Среди христиан встречаются разные взгляды на планирование.
Кто-то говорит «Хочешь Бога насмешить скажи Ему свои планы на завтра». Кто-то детально описывает каждый свой шаг и считает, что если плана не придерживаться, то ничего и не достигнешь.
Недавно я спрашивала своих подписчиков — занимаются ли они планированием года, ставят ли перед собой цели и рассказывала как сама сажусь в январе у воображаемого камина и записываю планы в красивый блокнот. В ответ одна женщина написала мне: «Янни, Вы же верующий человек, православная христианка, неужели не знаете, что Господь устраивает наш путь, зачем Ему мешать своими планами?»
Мне стало интересно, как она до этого дошла. И причину такой точке зрения мы нашли в книге Притч.
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся».
С этим не поспоришь. Но каждый раз, когда мы пытаемся выстроить свою святость всего на одной цитате, мы словно ходим по тонкому льду. Потому, что это опасно. Тем, что мы можем упустить что-то в отношениях с Богом, променять полноту на частности.
В Евангелии от Луки в 14 главе говорится «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее».
Мы все что-то строим в своей жизни, и всем нам важно понимать, как мы это строим, какие ресурсы нам нужны для строительства отношений в семье или бизнеса. Да даже для того, чтобы попасть на службу в воскресенье нам порой нужно «сесть и вычислить издержки» — как успеть все сделать на неделе, чтобы 7-ой день посвятить Богу.
Каждый день мы строим планы, мечтаем и достигаем целей. Но понимая то, что главный устроитель и распорядитель в нашей жизни Господь, мы просто можем доверять Ему, оставляя последнее слово за Ним.
Ведь доверие — это не передача ответственности, это не ожидание того, что Бог все сделает за нас.
В книге Притчей есть еще одно чудесное место про планирование:
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».
Мне кажется, это про то, что нам важно понимать, что входит в нашу зону ответственности. Обдумывание и планирование — это наша задача, но важно с каким сердцем мы это делаем.
Потому, что делать одно и то же дело, даже планировать свои дела можно с разным состоянием сердца. Можно играть роль Бога и думать, что все зависит только от нас. А можно делать то, что в наших силах и ожидать, что главной действующей силой и личностью, от которой все зависит, является Господь Бог.
А все фанатичные крайности хранят в себе опасность не приблизить нас к Создателю, а принести смуту в нашу жизнь.
В молитве «Отче наш» есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» Словом «днесь» мы подчёркиваем уверенность в том, что Бог поможет нам и завтра, и впредь. И мне кажется, каждому из нас сегодня важно поразмышлять над этим. Потому, что понимая, что Господь заботится о нас — мы не будем, как говорил святитель Филарет Московский заботиться о будущем чрезмерно. А значит внутри нас будет мир и радость.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер