
«Повезло!» — часто говорили о Петре Смирнове обыватели, плохо знакомые с трудовой биографией одного из богатейших предпринимателей Российской империи. Люди же, знавшие Смирнова близко, с уважением относились к коммерческому гению Петра Арсеньевича, к которому он прибавлял упорный труд. А иначе не было бы миллионера, благотворителя и почётного гражданина Москвы Петра Смирнова.
В 1831-ом году в семье крепостного крестьянина села Потапово Ярославской губернии Арсения Смирнова родился сын Петя. Отец и дядя мальчика по приказу барина работали в Москве. Как тогда говорили: «служили по питейной части» — то есть держали кабачок. 10-летнего Петю отправили им помогать. Мальчик работал, постигал тонкости торгового дела и понял, что сможет достичь небывалых высот в коммерции, если овладеет её законами.
Пётр овладел. Сначала открыл своё дело по производству вин — очень скромное. Постепенно увеличивал объёмы производства и расширял ассортимент. К слову, сам Смирнов никогда не притрагивался к спиртному. Уже через 15 лет Пётр Арсеньевич владел огромным концерном, который завоевал даже западные рынки. Смирнов награждался золотыми медалями на международных выставках, получил право размещать изображение герба России на своей продукции. В 1886-ом году фирма стала Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Государственные награды украсили парадный сюртук Петра Арсеньевича. Среди них — золотая медаль Андрея Первозванного, пожалованная Смирнову лично императором Александром Третьим.
Это было признанием и профессиональных заслуг, и человеческих качеств Петра Арсеньевича, а человеком он был порядочным, добрым, щедрым. В своём родном селе возвёл храм, вложив полмиллиона рублей в его строительство. Так предприниматель поддержал прекрасную русскую традицию — в те времена многие из тех, кто добился большого успеха в делах, стремились построить церковь на своей малой родине.
Рабочие на предприятиях Смирнова жили в прекрасных условиях. Не было у них ни страшных бараков, ни ужасной тесноты и грязи. Пётр Арсеньевич придерживался того мнения, что если рабочие будут плохо жить, то и трудиться станут так же. На одном только московском заводе Смирнова числилось полторы тысячи сотрудников. Хозяин купил пятьдесят старых домов, отремонтировал их и построил квартиры для рабочих. При заводах имелись бесплатные ясли и детские сады, бани и прачечные. Это не считая аптек и магазинов, где товары продавались по сниженным ценам. Тот, кто отработал на предприятии 25 лет, уходил на пенсию, и она была немаленькой. Не удивительно поэтому, что рабочие Смирнова никогда не устраивали ни стачек, ни забастовок.
Пётр Арсеньевич работал в благотворительной организации «Комитет о просящих милостыню Пятницкой части», состоял почётным членом Совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. Александро-Мариинское женское училище регулярно получало от него помощь. Одно из зданий этого учебного заведения Смирнов выстроил на собственные средства. Помогал он и московским больницам: глазной и психиатрической. Финансировал попечительство о слепых, Общество военных врачей, Иверскую общину сестёр милосердия и множество других организаций, среди которых было даже Общество пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, обучающимся в учебных заведениях. Благотворитель делал крупные вклады в реставрацию кремлёвских соборов. И сам служил старостой и псаломщиком Благовещенского и Верхоспасского соборов в Кремле.
12 декабря 1898-ого года Пётр Смирнов скончался. Но, даже умирая, он позаботился о тех, кто помогал ему развивать крупнейшую в стране винокуренную империю. По завещанию Смирнова каждый его рабочий получил по тысяче рублей золотом.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер