
«Повезло!» — часто говорили о Петре Смирнове обыватели, плохо знакомые с трудовой биографией одного из богатейших предпринимателей Российской империи. Люди же, знавшие Смирнова близко, с уважением относились к коммерческому гению Петра Арсеньевича, к которому он прибавлял упорный труд. А иначе не было бы миллионера, благотворителя и почётного гражданина Москвы Петра Смирнова.
В 1831-ом году в семье крепостного крестьянина села Потапово Ярославской губернии Арсения Смирнова родился сын Петя. Отец и дядя мальчика по приказу барина работали в Москве. Как тогда говорили: «служили по питейной части» — то есть держали кабачок. 10-летнего Петю отправили им помогать. Мальчик работал, постигал тонкости торгового дела и понял, что сможет достичь небывалых высот в коммерции, если овладеет её законами.
Пётр овладел. Сначала открыл своё дело по производству вин — очень скромное. Постепенно увеличивал объёмы производства и расширял ассортимент. К слову, сам Смирнов никогда не притрагивался к спиртному. Уже через 15 лет Пётр Арсеньевич владел огромным концерном, который завоевал даже западные рынки. Смирнов награждался золотыми медалями на международных выставках, получил право размещать изображение герба России на своей продукции. В 1886-ом году фирма стала Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Государственные награды украсили парадный сюртук Петра Арсеньевича. Среди них — золотая медаль Андрея Первозванного, пожалованная Смирнову лично императором Александром Третьим.
Это было признанием и профессиональных заслуг, и человеческих качеств Петра Арсеньевича, а человеком он был порядочным, добрым, щедрым. В своём родном селе возвёл храм, вложив полмиллиона рублей в его строительство. Так предприниматель поддержал прекрасную русскую традицию — в те времена многие из тех, кто добился большого успеха в делах, стремились построить церковь на своей малой родине.
Рабочие на предприятиях Смирнова жили в прекрасных условиях. Не было у них ни страшных бараков, ни ужасной тесноты и грязи. Пётр Арсеньевич придерживался того мнения, что если рабочие будут плохо жить, то и трудиться станут так же. На одном только московском заводе Смирнова числилось полторы тысячи сотрудников. Хозяин купил пятьдесят старых домов, отремонтировал их и построил квартиры для рабочих. При заводах имелись бесплатные ясли и детские сады, бани и прачечные. Это не считая аптек и магазинов, где товары продавались по сниженным ценам. Тот, кто отработал на предприятии 25 лет, уходил на пенсию, и она была немаленькой. Не удивительно поэтому, что рабочие Смирнова никогда не устраивали ни стачек, ни забастовок.
Пётр Арсеньевич работал в благотворительной организации «Комитет о просящих милостыню Пятницкой части», состоял почётным членом Совета детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. Александро-Мариинское женское училище регулярно получало от него помощь. Одно из зданий этого учебного заведения Смирнов выстроил на собственные средства. Помогал он и московским больницам: глазной и психиатрической. Финансировал попечительство о слепых, Общество военных врачей, Иверскую общину сестёр милосердия и множество других организаций, среди которых было даже Общество пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, обучающимся в учебных заведениях. Благотворитель делал крупные вклады в реставрацию кремлёвских соборов. И сам служил старостой и псаломщиком Благовещенского и Верхоспасского соборов в Кремле.
12 декабря 1898-ого года Пётр Смирнов скончался. Но, даже умирая, он позаботился о тех, кто помогал ему развивать крупнейшую в стране винокуренную империю. По завещанию Смирнова каждый его рабочий получил по тысяче рублей золотом.
Все выпуски программы Имена милосердия
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов