
— А вот, Сергей, один из ценнейших экспонатов Нижегородского художественного музея — картина Петра Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде»! Взгляни, какая потрясающая точность в изображении городского пейзажа!
— Но, Андрей Борисович, как мы можем убедиться, что художник правдиво нарисовал торговую площадь? Ведь он работал над произведением в далёком 1867 году — свидетелей с тех времён не осталось.
— Убедиться нетрудно! Достаточно выйти из Кремля, спуститься к Рождественской улице и встать на то место, где Верещагин создавал свою картину. Мы увидим, что многие запечатлённые на его полотне здания сегодня вполне узнаваемы: и старинные купеческие дома, и кремлёвская Ивановская башня.
— Аргумент, не поспоришь!
— А самое отрадное, что храм Рождества Иоанна Предтечи до сих пор остаётся центром площади, как и на картине Верещагина.
— Да, на картине церковь главенствует! Непонятно даже, почему художник не упомянул её в названии произведения. Просто «Рынок в Нижнем Новгороде» — и всё.
— Исторически рынок в Нижнем — не просто место, где покупали и продавали. Несколько веков он был одновременно и градообразующим предприятием, и биржей труда, и клубом по интересам. Купцы держали на торгу — то есть, в районе базара — лавки, строили здесь доходные дома и сдавали жильё внаём. Рыбаки, бурлаки, грузчики с пристани могли недорого и сытно пообедать в Обжорном ряду. Городская беднота ютилась в ночлежках.
— То есть в районе рынка пересекались пути и богатых, и нищих.
— Да, здесь встречались и общались представители всех сословий. А церковь Рождества Иоанна Предтечи служила для них объединяющим началом. В её ограде складывались традиции городского самоуправления, принимались на общем собрании важные решения. Яркий тому пример — создание нижегородского ополчения против польских интервентов в 1612 году. Купец-мясник Кузьма Минин обратился тогда к землякам с воззванием именно с паперти Иоанно-Рождественского храма.
— Глядя на многолюдную толпу на картине Верещагина, можно представить, как народ оборачивается к церкви и слушает героя!
— Вот только церковь в начале семнадцатого столетия выглядела иначе, чем на картине — изображённый художником каменный корабль построили 1676 году взамен одноглавой деревянной клети.
— А современный храм сильно отличается от того, что нарисовал Верещагин?
— Он сохранил общие черты, но есть и важные отличия. Например, на картине нет часовни Александра Невского. Её построили в 1882 году в память трагически погибшего императора Александра Второго, а своё произведение художник закончил на пятнадцать лет раньше, в 1867-ом.
— Можно сказать, Андрей Борисович, что полотно Петра Верещагина — свидетельство эпохи!
— И это не фигура речи, а буквальный факт! Видишь на картине ещё одно церковное здание позади храма Рождества Иоанна Предтечи? Это Спасская часовня. В семидесятых годах девятнадцатого века её перестраивали. А в конце двадцатого столетия историки оценивали масштаб реконструкции, сравнивая картину Верещагина с более поздними фотографиями нижегородского мастера Андрея Карелина!
— Надо же — произведение искусства может служить историческим документом!
— И изучать его — и полезно, и нескучно. Ведь в нём в красках запечатлены страницы летописи нашей родины.
«Картину Петра Верещагина „Рынок в Нижнем Новгороде“ можно увидеть в Нижегородском художественном музее».
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема