
— А вот, Сергей, один из ценнейших экспонатов Нижегородского художественного музея — картина Петра Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде»! Взгляни, какая потрясающая точность в изображении городского пейзажа!
— Но, Андрей Борисович, как мы можем убедиться, что художник правдиво нарисовал торговую площадь? Ведь он работал над произведением в далёком 1867 году — свидетелей с тех времён не осталось.
— Убедиться нетрудно! Достаточно выйти из Кремля, спуститься к Рождественской улице и встать на то место, где Верещагин создавал свою картину. Мы увидим, что многие запечатлённые на его полотне здания сегодня вполне узнаваемы: и старинные купеческие дома, и кремлёвская Ивановская башня.
— Аргумент, не поспоришь!
— А самое отрадное, что храм Рождества Иоанна Предтечи до сих пор остаётся центром площади, как и на картине Верещагина.
— Да, на картине церковь главенствует! Непонятно даже, почему художник не упомянул её в названии произведения. Просто «Рынок в Нижнем Новгороде» — и всё.
— Исторически рынок в Нижнем — не просто место, где покупали и продавали. Несколько веков он был одновременно и градообразующим предприятием, и биржей труда, и клубом по интересам. Купцы держали на торгу — то есть, в районе базара — лавки, строили здесь доходные дома и сдавали жильё внаём. Рыбаки, бурлаки, грузчики с пристани могли недорого и сытно пообедать в Обжорном ряду. Городская беднота ютилась в ночлежках.
— То есть в районе рынка пересекались пути и богатых, и нищих.
— Да, здесь встречались и общались представители всех сословий. А церковь Рождества Иоанна Предтечи служила для них объединяющим началом. В её ограде складывались традиции городского самоуправления, принимались на общем собрании важные решения. Яркий тому пример — создание нижегородского ополчения против польских интервентов в 1612 году. Купец-мясник Кузьма Минин обратился тогда к землякам с воззванием именно с паперти Иоанно-Рождественского храма.
— Глядя на многолюдную толпу на картине Верещагина, можно представить, как народ оборачивается к церкви и слушает героя!
— Вот только церковь в начале семнадцатого столетия выглядела иначе, чем на картине — изображённый художником каменный корабль построили 1676 году взамен одноглавой деревянной клети.
— А современный храм сильно отличается от того, что нарисовал Верещагин?
— Он сохранил общие черты, но есть и важные отличия. Например, на картине нет часовни Александра Невского. Её построили в 1882 году в память трагически погибшего императора Александра Второго, а своё произведение художник закончил на пятнадцать лет раньше, в 1867-ом.
— Можно сказать, Андрей Борисович, что полотно Петра Верещагина — свидетельство эпохи!
— И это не фигура речи, а буквальный факт! Видишь на картине ещё одно церковное здание позади храма Рождества Иоанна Предтечи? Это Спасская часовня. В семидесятых годах девятнадцатого века её перестраивали. А в конце двадцатого столетия историки оценивали масштаб реконструкции, сравнивая картину Верещагина с более поздними фотографиями нижегородского мастера Андрея Карелина!
— Надо же — произведение искусства может служить историческим документом!
— И изучать его — и полезно, и нескучно. Ведь в нём в красках запечатлены страницы летописи нашей родины.
«Картину Петра Верещагина „Рынок в Нижнем Новгороде“ можно увидеть в Нижегородском художественном музее».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











