
— А вот, Сергей, один из ценнейших экспонатов Нижегородского художественного музея — картина Петра Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде»! Взгляни, какая потрясающая точность в изображении городского пейзажа!
— Но, Андрей Борисович, как мы можем убедиться, что художник правдиво нарисовал торговую площадь? Ведь он работал над произведением в далёком 1867 году — свидетелей с тех времён не осталось.
— Убедиться нетрудно! Достаточно выйти из Кремля, спуститься к Рождественской улице и встать на то место, где Верещагин создавал свою картину. Мы увидим, что многие запечатлённые на его полотне здания сегодня вполне узнаваемы: и старинные купеческие дома, и кремлёвская Ивановская башня.
— Аргумент, не поспоришь!
— А самое отрадное, что храм Рождества Иоанна Предтечи до сих пор остаётся центром площади, как и на картине Верещагина.
— Да, на картине церковь главенствует! Непонятно даже, почему художник не упомянул её в названии произведения. Просто «Рынок в Нижнем Новгороде» — и всё.
— Исторически рынок в Нижнем — не просто место, где покупали и продавали. Несколько веков он был одновременно и градообразующим предприятием, и биржей труда, и клубом по интересам. Купцы держали на торгу — то есть, в районе базара — лавки, строили здесь доходные дома и сдавали жильё внаём. Рыбаки, бурлаки, грузчики с пристани могли недорого и сытно пообедать в Обжорном ряду. Городская беднота ютилась в ночлежках.
— То есть в районе рынка пересекались пути и богатых, и нищих.
— Да, здесь встречались и общались представители всех сословий. А церковь Рождества Иоанна Предтечи служила для них объединяющим началом. В её ограде складывались традиции городского самоуправления, принимались на общем собрании важные решения. Яркий тому пример — создание нижегородского ополчения против польских интервентов в 1612 году. Купец-мясник Кузьма Минин обратился тогда к землякам с воззванием именно с паперти Иоанно-Рождественского храма.
— Глядя на многолюдную толпу на картине Верещагина, можно представить, как народ оборачивается к церкви и слушает героя!
— Вот только церковь в начале семнадцатого столетия выглядела иначе, чем на картине — изображённый художником каменный корабль построили 1676 году взамен одноглавой деревянной клети.
— А современный храм сильно отличается от того, что нарисовал Верещагин?
— Он сохранил общие черты, но есть и важные отличия. Например, на картине нет часовни Александра Невского. Её построили в 1882 году в память трагически погибшего императора Александра Второго, а своё произведение художник закончил на пятнадцать лет раньше, в 1867-ом.
— Можно сказать, Андрей Борисович, что полотно Петра Верещагина — свидетельство эпохи!
— И это не фигура речи, а буквальный факт! Видишь на картине ещё одно церковное здание позади храма Рождества Иоанна Предтечи? Это Спасская часовня. В семидесятых годах девятнадцатого века её перестраивали. А в конце двадцатого столетия историки оценивали масштаб реконструкции, сравнивая картину Верещагина с более поздними фотографиями нижегородского мастера Андрея Карелина!
— Надо же — произведение искусства может служить историческим документом!
— И изучать его — и полезно, и нескучно. Ведь в нём в красках запечатлены страницы летописи нашей родины.
«Картину Петра Верещагина „Рынок в Нижнем Новгороде“ можно увидеть в Нижегородском художественном музее».
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема