— А вот, Сергей, один из ценнейших экспонатов Нижегородского художественного музея — картина Петра Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде»! Взгляни, какая потрясающая точность в изображении городского пейзажа!
— Но, Андрей Борисович, как мы можем убедиться, что художник правдиво нарисовал торговую площадь? Ведь он работал над произведением в далёком 1867 году — свидетелей с тех времён не осталось.
— Убедиться нетрудно! Достаточно выйти из Кремля, спуститься к Рождественской улице и встать на то место, где Верещагин создавал свою картину. Мы увидим, что многие запечатлённые на его полотне здания сегодня вполне узнаваемы: и старинные купеческие дома, и кремлёвская Ивановская башня.
— Аргумент, не поспоришь!
— А самое отрадное, что храм Рождества Иоанна Предтечи до сих пор остаётся центром площади, как и на картине Верещагина.
— Да, на картине церковь главенствует! Непонятно даже, почему художник не упомянул её в названии произведения. Просто «Рынок в Нижнем Новгороде» — и всё.
— Исторически рынок в Нижнем — не просто место, где покупали и продавали. Несколько веков он был одновременно и градообразующим предприятием, и биржей труда, и клубом по интересам. Купцы держали на торгу — то есть, в районе базара — лавки, строили здесь доходные дома и сдавали жильё внаём. Рыбаки, бурлаки, грузчики с пристани могли недорого и сытно пообедать в Обжорном ряду. Городская беднота ютилась в ночлежках.
— То есть в районе рынка пересекались пути и богатых, и нищих.
— Да, здесь встречались и общались представители всех сословий. А церковь Рождества Иоанна Предтечи служила для них объединяющим началом. В её ограде складывались традиции городского самоуправления, принимались на общем собрании важные решения. Яркий тому пример — создание нижегородского ополчения против польских интервентов в 1612 году. Купец-мясник Кузьма Минин обратился тогда к землякам с воззванием именно с паперти Иоанно-Рождественского храма.
— Глядя на многолюдную толпу на картине Верещагина, можно представить, как народ оборачивается к церкви и слушает героя!
— Вот только церковь в начале семнадцатого столетия выглядела иначе, чем на картине — изображённый художником каменный корабль построили 1676 году взамен одноглавой деревянной клети.
— А современный храм сильно отличается от того, что нарисовал Верещагин?
— Он сохранил общие черты, но есть и важные отличия. Например, на картине нет часовни Александра Невского. Её построили в 1882 году в память трагически погибшего императора Александра Второго, а своё произведение художник закончил на пятнадцать лет раньше, в 1867-ом.
— Можно сказать, Андрей Борисович, что полотно Петра Верещагина — свидетельство эпохи!
— И это не фигура речи, а буквальный факт! Видишь на картине ещё одно церковное здание позади храма Рождества Иоанна Предтечи? Это Спасская часовня. В семидесятых годах девятнадцатого века её перестраивали. А в конце двадцатого столетия историки оценивали масштаб реконструкции, сравнивая картину Верещагина с более поздними фотографиями нижегородского мастера Андрея Карелина!
— Надо же — произведение искусства может служить историческим документом!
— И изучать его — и полезно, и нескучно. Ведь в нём в красках запечатлены страницы летописи нашей родины.
«Картину Петра Верещагина „Рынок в Нижнем Новгороде“ можно увидеть в Нижегородском художественном музее».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»