
— Инспектор Петя. Ваши права и путевой лист.
— Товарищ инспектор, мы спешим.
— Понимаю. Посторонних нет? Можете ехать.
Каждый день на дорогах северного городка Кандалакша разыгрывается целый спектакль. То тут, то там появляется Петя — паренёк умственно отсталый, безобидный и добрый, вообразивший себя инспектором ГАИ. Решительным движением раздобытого где-то полосатого жезла он останавливает машины, проверяет, требует у водителей документы. Петю знают все. И стараются подыграть: даже большие начальники останавливаются, вежливо отвечают на вопросы. Необычный молодой человек не от мира сего — герой кинофильма Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное».
Режиссёр снял картину в 2009 году. Она стала лауреатом 31-го Московского международного кинофестиваля, завоевав гран-при — Золотого Святого Георгия. Идея фильма родилась у Досталя после того, как в руки ему попала одноимённая повесть петербургского писателя Михаила Кураева. Тот, в свою очередь, создал произведение, основываясь на реальной истории. Петя действительно жил в Кандалакше в 50-е годы. Его хорошо помнят старожилы. И вот этот, казалось бы, ничем не примечательный, маленький человек, становится главным героем сначала повести, а потом и фильма.
Николай Досталь не давал по поводу выхода картины больших специальных интервью. Но не раз упоминал о том, что стремился снять не коммерческий, а человеческий фильм, который задевал бы за живое, по-хорошему будоражил и побуждал к размышлениям. Но главное — оставлял бы в душе светлое чувство. Кажется, в картине «Петя по дороге в Царствие небесное» ему удалось всё это воплотить.
События развиваются в последние годы правления Сталина. Атмосфера эпохи передана в фильме невероятно правдоподобно. Масштабные стройки, лагеря для заключённых, железная рабочая дисциплина. И люди, вынужденные выживать среди всего этого — кто как может. Далеко не у всех получается хорошо, честно и по совести — это сполна демонстрируют такие неоднозначные персонажи картины, как полковник КГБ, его молодая жена, доктор из местной поликлиники. Но Петя одним лишь своим существованием заставляет этих людей каждый день становиться чуточку лучше. В фильме есть яркая сцена, когда Петя останавливает машину главного инженера строящейся гидроэлектростанции. На заднем сиденье едет сын инженера, и уничижительно отзывается о Пете. Тогда отец просит водителя притормозить и в сердцах высаживает мальчишку из машины.
— Будьте аккуратнее с документами. Можете следовать дальше.
— Большое спасибо.
— Ты что с этим идиотом объяснялся?
— Останови. Проветрись и подумай.
— А что я сказал? Что я такого сказал?
— Пора уж из дураков-то вырастать.
Когда я смотрел фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное», мне вспоминались евангельские слова апостола Павла о том, что немудрое Божие мудрее человеков. По-моему, эта идея очень ярко и чётко выражена в картине. Любопытно что многие кинокритики в своих рецензиях называли Петю человеком Божьим, и отмечали, что кино, при всей своей драматичности, оставляет в душе светлую, почти Пасхальную радость. И это, согласитесь, веский аргумент, чтобы увидеть фильм своими глазами.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер