
— Инспектор Петя. Ваши права и путевой лист.
— Товарищ инспектор, мы спешим.
— Понимаю. Посторонних нет? Можете ехать.
Каждый день на дорогах северного городка Кандалакша разыгрывается целый спектакль. То тут, то там появляется Петя — паренёк умственно отсталый, безобидный и добрый, вообразивший себя инспектором ГАИ. Решительным движением раздобытого где-то полосатого жезла он останавливает машины, проверяет, требует у водителей документы. Петю знают все. И стараются подыграть: даже большие начальники останавливаются, вежливо отвечают на вопросы. Необычный молодой человек не от мира сего — герой кинофильма Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное».
Режиссёр снял картину в 2009 году. Она стала лауреатом 31-го Московского международного кинофестиваля, завоевав гран-при — Золотого Святого Георгия. Идея фильма родилась у Досталя после того, как в руки ему попала одноимённая повесть петербургского писателя Михаила Кураева. Тот, в свою очередь, создал произведение, основываясь на реальной истории. Петя действительно жил в Кандалакше в 50-е годы. Его хорошо помнят старожилы. И вот этот, казалось бы, ничем не примечательный, маленький человек, становится главным героем сначала повести, а потом и фильма.
Николай Досталь не давал по поводу выхода картины больших специальных интервью. Но не раз упоминал о том, что стремился снять не коммерческий, а человеческий фильм, который задевал бы за живое, по-хорошему будоражил и побуждал к размышлениям. Но главное — оставлял бы в душе светлое чувство. Кажется, в картине «Петя по дороге в Царствие небесное» ему удалось всё это воплотить.
События развиваются в последние годы правления Сталина. Атмосфера эпохи передана в фильме невероятно правдоподобно. Масштабные стройки, лагеря для заключённых, железная рабочая дисциплина. И люди, вынужденные выживать среди всего этого — кто как может. Далеко не у всех получается хорошо, честно и по совести — это сполна демонстрируют такие неоднозначные персонажи картины, как полковник КГБ, его молодая жена, доктор из местной поликлиники. Но Петя одним лишь своим существованием заставляет этих людей каждый день становиться чуточку лучше. В фильме есть яркая сцена, когда Петя останавливает машину главного инженера строящейся гидроэлектростанции. На заднем сиденье едет сын инженера, и уничижительно отзывается о Пете. Тогда отец просит водителя притормозить и в сердцах высаживает мальчишку из машины.
— Будьте аккуратнее с документами. Можете следовать дальше.
— Большое спасибо.
— Ты что с этим идиотом объяснялся?
— Останови. Проветрись и подумай.
— А что я сказал? Что я такого сказал?
— Пора уж из дураков-то вырастать.
Когда я смотрел фильм Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие небесное», мне вспоминались евангельские слова апостола Павла о том, что немудрое Божие мудрее человеков. По-моему, эта идея очень ярко и чётко выражена в картине. Любопытно что многие кинокритики в своих рецензиях называли Петю человеком Божьим, и отмечали, что кино, при всей своей драматичности, оставляет в душе светлую, почти Пасхальную радость. И это, согласитесь, веский аргумент, чтобы увидеть фильм своими глазами.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер