Москва - 100,9 FM

"Песни Победы". Светлый вечер с Трио "Реликт" (09.05.2017)

* Поделиться

У нас в гостях были участники трио «Реликт» заслуженные артисты России Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов.

Мы говорили о песнях военных лет, о песнях Победы и о праздновании 9 мая.

 

 


А. Пичугин

– В студии светлого радио в этот праздничный день 9 мая приветствую вас я, Алексей Пичугин. Здравствуйте, поздравляем с Днем Победы, с этим замечательным праздником, который стал за последние годы у нас уже в стране национальным. И в этот праздничный день у нас праздничная программа, приветствуем здесь наших старых знакомых, правда, всего второй раз в нашей студии, надеюсь, что далеко не последний, трио «Реликт». Вокальное трио «Реликт» – Александр Никеров. Здравствуйте.

А. Никеров

– Добрый вечер, всех с праздником Победы.

А. Пичугин

– Вячеслав Моюнов.

В. Моюнов

– Добрый вечер.

А. Пичугин

– Алексей Леонов.

А. Пичугин

– Вы у нас, как я уже сказал, второй раз. В прошлый раз это было еще в конце лета или начале осени прошлого года. А год тот для вас был юбилейный, 30 лет исполнилось трио «Реликт», и мы отмечали здесь, ну так, в рамках нашей программы юбилей. А у вас как прошли концерты праздничные?

А. Никеров

– Замечательно прошли праздничные концерты. Они проходили и в Москве, в Московском доме музыки. И по городам России мы съездили, у нас Мурманске был замечательный концерт, тоже этой дате посвящен, в Казани. В общем, для своих зрителей мы попели.

А. Пичугин

– Давайте вкратце напомним, наверное, не все слышали программу ту, тем более она, в общем, довольно давно уже была в эфире, что такое трио «Реликт», как оно появилось. Еще раз вас представим: кто вы?

А. Никеров

– Вокальное трио «Реликт». Учились мы все изначально, то есть когда появилось трио, в училище Гнесиных, на отделении артист музыкальной комедии, вот там мы и создали такой коллектив. Это вот Вячеслав Моюнов, я, Александр Никеров и Алексей Кондратов. Вот в таком составе мы пропели 23 года. Потом стечение обстоятельств, Алексей заболел и он был вынужден уйти из коллектива и к нам пришел Алексей, молодой Алексей, Алексей Леонов. И вот в таком составе мы уже пять лет тоже работаем. Так что у нас тоже и в этом году есть один юбилей – пять лет мы с Лешей.

А. Пичугин

– Ну то есть можно продолжать праздник.

А. Никеров

– Можно продолжать праздник, да.

А. Пичугин

–В прошлый раз было очень интересно. Я надеюсь, что сегодня будет не меньше, потому что праздничная программа, мы с вами будем слушать песни военных лет или просто военные песни, которые трио «Реликт» подготовило, ну и по мере сил беседовать, общаться. А вы военные песни, как я понимаю, давно исполняете, потому что нам принесли диск с вашими записями военных песен, которые были сделаны еще и 20 лет назад.

А. Никеров

– Дело в том, что песни вот этой тематики военный, воспоминания о Победе, у нас было изначально. Одна из первых песен, когда мы репертуар строили, мы начинали даже, помимо наших романсов, русских песен, духовных песнопений, мы пели и военные. И я помню, еще даже на госэкзамене по ансамблю, еще не вокальное трио «Реликт», хотя мы уже работали, но мы выходили и на госэкзамене пели «Имена» Тухманова. Это было у нас в программе как раз, помимо всего остального, по классу вокального ансамбля. А потом выстроилась программа большая, и лет, наверное, 10 назад или 12 у нас была программа «Споемте, друзья». Она существует и сейчас. Это песни военно-патриотические, от русских народных, где о защитниках Отечества, через военную тематику, Великой Отечественной войны песни, написанные во время войны, и современные песни, которые этой дате тоже посвящены. И существует целая программа, которая живет и сейчас. Просто она не так часто поется, ну стилистика такая вот, нельзя петь ее постоянно. А вот в праздничные майские дни она всегда звучит.

А. Пичугин

– А у вас все ваши выступления поделены на отдельные программы или часто бывает спонтанно, вы собираете какой-то набор песен и с ним выступаете? Или как с программой патриотически-военных песен, это такая монолитная, с которой вы то там, то здесь бываете?

А. Никеров

– Ну чаще, конечно, чаще нам интереснее, когда программа сборная такая, где мы показывает разные краски. Так интереснее. Но бывает, когда есть приглашения, нас приглашают с конкретной программой. У нас имеется около, ну я не знаю там, десять-двенадцать программ разной направленности, и естественно, мы поем. Если приглашают, допустим, песни на стихи Сергея Александровича Есенина, и мы выступаем с такой. Потом мы имеем свой абонемент в Москве...

А. Пичугин

– А что это значит?

А. Никеров

– Это значит три-четыре разных программы, которые мы показываем в течение года.

А. Пичугин

– Это абонемент.

А. Никеров

– Это абонемент на концертной площадке Москонцерта.

А. Пичугин

– А я, на самом деле, уже плохо представляю. Если раньше, в советское время Москонцерт это, соответственно, все, что звучало с эстрады, со сцены, везде, неважно большие это площадки, маленькие. А теперь Москонцерт что это такое?

А. Никеров

– Это государственное учреждение культуры, которое принадлежит Министерству культуры Москвы.

А. Пичугин

– Соответственно, те государственные мероприятия, которое проходят с концертами, это все...

А. Никеров

– Да, это государственное учреждение. Раньше было много: и Росконцерт был, и Московская областная филармония, а сейчас в Москве Москонцерт. Ну есть конечно, Государственная филармония, которую мы все прекрасно знаем.

А. Пичугин

– Алексей, ну я понимаю, что ваши коллеги, они росли с военными песнями просто потому, что в пору их юности это было модно. Они звучали отовсюду, и как раз в то время у нас широко начали отмечать День Победы. Все-таки стоит, наверное, напомнить, что День Победы в Советском Союзе широко стали отмечать, начиная с 70-х годов. А у вас в юности были совсем другие песни. Как вот это направление в вашу жизнь пришло и как вы его восприняли?

А. Леонов

– Ну это направление пришло с разных сторон. Все-таки по телевидению тоже, во-первых, мы волей-неволей изучали военно-патриотические песни на концертах по телевидению, радио. И я немножко застал и Советский Союз, 84-й год, там и праздники и демонстрации 1 мая и рядышком уже и 9-е. Но вообще большей частью, у меня военно-патриотические песни были как-то связаны с гитарой. Дело все в том, что у меня семья такая достаточно музыкальная, но непрофессионально, то есть у меня папа гитарист, и он часто играет на разную тематику, любит петь песни. И вот в том числе, через как бы его творчество, он тоже много военных песен поет. Большей частью сначала через него я познакомился, там еще лет в 6 в 5, когда сам на гитаре не играл, но уже слушал. Ну а потом просто полюбились многие очень песни, поскольку они написаны искренне, они трогают за душу любого человека, будь он молодой или старый. Поэтому...

А. Пичугин

– Даже тех, кто, в общем, не знает, о чем это поется и что это была за война.

А. Леонов

– Да. То есть дело все в том, что большинство песен написано таким сильным музыкальным языком, то есть в них вложено очень сильное вот это патриотическое начало, и оно очень сильно ощущается, отдается, то есть его нельзя как бы не понять, оно воспринимается всегда. Я думаю, что любым человеком достаточно адекватно и крепко, скажем так.

А. Пичугин

– А мы что-то вообще знаем об истории военных песен? Какая песня была самой первой военной, именно относящейся к Великой Отечественной? Вторая мировая все же раньше началась, позднее закончилась. Это «Вставай, страна огромная» или какая-то другая?

А. Леонов

– Вы знаете, вот интересный факт такой я заметил один. Когда только начиналась война, вот эта песня, гимн «Вставай страна огромная», она исполнялась в быстром темпе таком, боевом, достаточно хорошем. То есть мы еще не знали сильных потерь, да, военных. И спустя какое-то время, эта песня исполнялась в более медленном темпе, с большим таким смыслом, можно сказать, когда уже действительно прочувствовалось вот вся тяжесть этой войны. И всякий раз, ну это было несколько таких разных исполнений, ну много было разных исполнений.

А. Пичугин

– Ну она стала поэтому более народной все-таки. Марши, они редко становятся народными. А так как «Вставай, страна огромная» перешагнула 70-летний юбилей, то наверное, она да. Давайте, наверное, потихоньку перейдем к музыке. Первая песня, которую мы послушаем, насколько я понимаю, «На безымянной высоте». Все вы ее прекрасно знаете, а вот в исполнении трио «Реликт» мы пока не слышали.

А. Пичугин

– Напомню, что трио «Реликт» в гостях у радио «Вера» – Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов. «На безымянной высоте» – так называлась песня, которую вы все прекрасно знаете, и которая совершенно чудесно прозвучала, мне кажется, в эфире светлого радио. Вячеслав, а много молодежи на концертах, вот когда вы исполняете военно-патриотические песни?

В. Моюнов

– Есть молодежь. Есть, приходит, да.

А. Пичугин

– А что их интересует именно в этих песнях? Потому ну ветеранов осталось, честно говоря, совсем немного. Для ребят даже 20 лет эта история даже не дедушек, это уже история прадедушек. У них практически не было возможности вживую пообщаться с теми, кто участвовал в войне. А вообще вот феномен Великой Отечественной войны для меня во многом не очень понятен спустя уже 70 лет. Я понимаю, что Первая мировая, о которой мы ничего не знаем, о которой мы редко вспоминаем, ее начисто перекрыла гражданская и Великая Отечественная, поэтому мы о ней мало знаем. Но, несмотря на фильмы, несмотря на эти прекрасные песни, прошло уже столько лет, уже действительно осталось очень мало ветеранов. Молодежи даже не с кем пообщаться о том, как это было, что это было и что значила та война в жизни каждой семьи, всей страны. Вот что их привлекает на концерты, на ваши выступления с военными песнями, на другие мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне?

В. Моюнов

– Не могу я ответить, я не знаю, что движет этими молодыми людьми. Но мне кажется, все равно что-то вот такое, внутреннее состояние их все-таки предается это поколениями, как бы там ни было. Я понимаю, что люди военные, те которые вот остались, те которые прошли все эти годы войны, те кто остались, они нечасто рассказывают об этом. Потому что некоторым просто трудно об этом вспоминать, до сегодняшнего дня, потому что это было так тяжело.

А. Пичугин

– Да, 75 лет прошло...

В. Моюнов

– Да, а все это как будто рана не заживает. А молодежь, ну я не знаю, может, это как-то на генетическом уроне. Все-таки надо знать свою историю, надо, нельзя ее забывать.

А. Пичугин

– Может быть, потому что XX век, несмотря а Афганистан и Чечню, это все-таки после Второй мировой войны время относительно мирное, когда впервые в истории война не коснулась каждой семьи, именно после 40-х годов. Может быть, поэтому такое яркое событие. А вы как, Александр, считаете?

А. Никеров

– Я как раз хотел дополнить. Дело в том, почему, может быть, о Первой мировой не так знали, не будем уже говорить о том, что у нас не очень рассказывали про первую мировую, даже когда мы учились в школе. Ну очень кратко в истории...

А. Пичугин

– Империалистическая война.

А. Никеров

– Да, была война, годы такие-то – такие-то и все. Но здесь немножко другое. Здесь в каждой семье, в Советском Союзе, я даже не говорю сейчас о России, в каждой семье в Советском Союзе участвовал кто-то, либо погиб, либо участвовал в войне. Даже если он не был на фронте, он участвовал для фронта, будучи, я знаю, на заводе мальчишки, все. И если сами, ну там дед не рассказывал и как-то ему было не очень об этом рассказать, и уже его родители, в конце концов там. Ну вот, например, мне о моем деде рассказывала моя мама, понимаете, все равно. А я уже рассказываю своим детям. И вот это передается. Оттого что каждая семья участвовала в этой войне, каждая семья каким-то образом участвовала. И поэтому, наверное, вот об этой победе генетически вот так передается.

А. Пичугин

– Я тут слышал мнение о том, что именно в 70-е годы широко начали отмечать День Победы, потому что все-таки за 20 лет от ран, от тяжелых потрясений умирали люди, которые действительно участвовали в самой гуще, в самой мясорубке. И для которых День Победы, как его потом назвали, праздник со слезами на глазах. Он не был праздником. Со слезами на глазах – да, но не был праздником, нет. И вот для меня, честно могу признаться, немного странно слышать о том, что День Победы это праздник. Да, победили да, для тех, кто воевал, наверное, праздник. Даже когда я сейчас вот приветствую слушателей, говорю что, да, в этот замечательный праздничный день нам стараются создать атмосферу праздника – салюты, парады, гуляния, улыбки, музыка на улицах. То, чего, кстати, в другое время часто не хватает, именно улыбок на улицах, каких-то, может быть, музыки, танцев. Да, праздник. Но вот если задуматься, что мы отмечаем – окончание вот этой вот крупнейшей в истории человечества мясорубки?

А. Никеров

– Да, вот, наверное, поэтому. Сколько ж людей-то погибло, миллионы. Миллионы.

А. Пичугин

– Здесь посчитать никто не может.

А. Никеров

– Да, это невозможно посчитать. И слава Богу, что это вот завершилось, ну в той войне. Может быть, поэтому отмечают. А сколько бы еще могло, сколько могло бы ее погибнуть, если бы вот это не закончилось.

А. Пичугин

– А какого возраста приходят? Я смотрю, молодые люди. Какого возраста, ну вот вы видите же, в зале сидят ребята, сколько им? Есть школьники?

А. Никеров

– Есть. Но тут ведь зависит еще от семьи, в какой семье эти дети воспитываются. Иногда приходят и с бабушками, иногда и с родителями, есть школьники. Нам трудно сказать, они сами приходят или их приводят их родители, вот в чем вопрос. Но если мы говорим о концерте, вот об этой программе «Споемте, друзья», военной тематике, приходят и слушают внимательно. Но если говорить вообще о наших концертах, то на наши концерты молодежи много бывает, но я скажу честно, они приходят с родителями. И мы уже обращали даже внимание, что они приходят с теми родителями, которые приходили двенадцатилетними со своими родителями на наши концерты.

А. Пичугин

– За 30 лет вы, конечно, могли отследить.

А. Никеров

– Да. И мы просто их знаем. Мы знаем этих людей, они с нами как-то общаются через модные теперь соцсети, через интернет.

А. Пичугин

– А какая у вас обратная связь со зрителем?

А. Никеров

– Ну мы стараемся отвечать им, если они с нами общаются. Мы как бы своих зрителей стараемся ценить, мы дорожим своим зрителем.

А. Пичугин

– Алексей.

А. Леонов

– А я бы хотел сказать, да, есть гостевая книга на сайте. В принципе, можно отписать какие-то свои пожелания. То есть сейчас часто так зрители делают, слушатели, вернее, наши. И даже пишут там из других стран, то есть либо поклонники, либо люди, интересующиеся творчеством. Ну сейчас, может быть, в меньшей степени. У нас было какое-то время, когда сайт не работал и, может быть, там в связи с этими накладками, сейчас несколько меньше.

А. Никеров

– Но это еще связано, скорей всего, и с другим. Мы просто в фейсбуке открыли свою группу трио «Реликт», и туда очень много, напрямую проще.

А. Пичугин

– Ну да, гостевая книга сейчас что-то такое уже...

А. Никеров

– Уже лень на сайт заходить, а так напрямую можно общаться. Ну мы с вами и в прошлый раз, я помню, говорили о том, что сайт хороший, замечательный, но сам его дизайн ну так вот конца 90-х начала.

А. Никеров

– Ну мы же тоже ретро, мы же «Реликт».

А. Леонов

– Там все нормально, подразделы все существуют.

А. Пичугин

– Да-да, он своевременно наполняется, я смотрю.

А. Никеров

– Он такой информационный у нас, и поэтому мы как-то, нам главное, чтобы информация была необходимая, если кого-то интересует.

А. Пичугин

– А за рубежом вы с этой программой «Споемте, друзья» выступали?

А. Никеров

– Нет у нас немножко иные программы были. Мы сейчас откроем такой секрет: когда мы выезжаем за рубеж и нас просят что-то такое, чтобы вот о России конкретно, у нас даже есть название программы, и это называется «Романс о России», где включаются и эти песни тоже, выборочно.

А. Пичугин

– А мы в данном случае о каком зарубежье говорим, о дальнем – Европа, Штаты?

А. Никеров

– Абсолютно о любом, и о дальнем и об ближнем. А если вот только с военной программой... Ну мы, правда, последний раз были лет семь назад в Риге, ну мы в Риге эту программу показывали.

А. Пичугин

– Ну в Риге, я думаю, достаточно много людей как бы...

А. Никеров

– Мы показывали эту программу в Вильнюсе. Ну опять же, это для ветеранов, понимаете, это к 9 мая нас приглашали, мы пели эту программу и в Риге, и в Таллинне, и в Вильнюсе. Но лет семь нас уже не приглашают, ни с этой программой, ни с какой другой.

А. Пичугин

– Вообще в Прибалтику не зовут.

А. Никеров

– Пока нет. Ну это абсолютно нормальное явление. Ни в коем случае мы не хотим сказать, что нас там куда-то не пускают.

А. Пичугин

– Я думаю, что если задаться целью, организовать. Может быть, нас слушают сейчас где-то в Прибалтике. Если вам нравится, друзья трио «Реликт», так нет никаких запретов, на самом деле.

А. Никеров

– Нет-нет, ни в коем случае, никакого запрета. Это просто так складываются обстоятельства. Вот и все.

А. Леонов

– На самом деле, Александр просто немного забыл, нас приглашали в Прибалтику. Но дело все в том, что у нас был концерт...

А. Пичугин

– А, ну тем более.

А. Леонов

– И у нас не получилось, к сожалению, выехать.

А. Никеров

– Просто у нас 8 марта был в Доме музыки концерт.

А. Пичугин

– В московском?

А. Никеров

– Да, в Московском доме музыки, мы в Камерном зале ежегодно 8 марта, непосредственно 8 марта даем свою программу для женщин. Для наших женщин. А в Ригу нас пригласили 7 марта. И теоретически мы просто не могли вернуться, а мы не стали рисковать, нам пришлось отказаться.

В. Моюнов

– Да и практически не получалось по времени с перелетом.

А. Никеров

– То есть с перелетами мы рисковать не хотели. А поездом мы просто могли не попасть на свой концерт, на который, извините, были проданы билеты, и зритель придет. То есть иногда приходится жертвовать.

А. Пичугин

– Давайте продолжим музыкой. «Морская баллада» называется следующая песня. Я тоже думаю, что ее все знают.

А. Никеров

– Вот эту песню мы очень любим, она появилась у нас в репертуаре года четыре назад или пять. Но, в общем, мы сейчас споем ее, и там все в тексте. Это песня из замечательного кинофильма «Иван Никулин – русский матрос».

А. Пичугин

– Фильм-то еще военных лет.

А. Никеров

– Да, это 42-го года. Самое главное, что фильм сделан по истории, которая была действительно, по-настоящему.

А. Пичугин

– В Севастополе.

А. Никеров

– Да, в Севастополе. Это вот моряки возвращались в Севастополь и попали вот под такую бойню, в прямом смысле слова. И в этом фильме звучит эта песня, очень красивая песня. Но в фильме не звучит третий куплет, который мы поем и он существует.

А. Пичугин

– Надо обратить внимание.

А. Никеров

– Да.

А. Пичугин

– Третий куплет, мы запомним.

А. Никеров

– В фильме поется только два. По какой причине там не звучит, мы не знаем.

А. Пичугин

– То есть там ничего такого, подцензурного нет?

А. Никеров

– Нет. Ну там, все услышите.

А. Пичугин

– Меня всегда трогали фильмы, которые были сняты до окончания войны. Причем в 42-м году они были очень, такое ощущение, что вот-вот сейчас что-то оборвется, да, в том числе «Иван Никулин – русский матрос». А потом уже, к 44-му стали снимать, когда стало понятно, что война закончится и как она закончился, хотя непонятно еще, какими жертвами – «В шесть часов вечера после войны», еще ряд других фильмов – настроение поменялось

А. Никеров

– Да, конечно.

А. Пичугин

– А эта песня «Морская баллада» из фильма «Иван Никулин – русский матрос». У нас в гостях трио «Реликт». Слушаем.

«Морская баллада» в исполнении трио «Реликт». А я правильно понимаю, что в фильме не было куплета, который начинается: «Шел моряк над бухтами унылыми...» со слов?

А. Никеров

– Нет.

А. Пичугин

– Нет?

А. Никеров

– Если ветер разгулялся по полю,
Встань, попробуй, поперек пути.
Много вас тянулось к Севастополю,
Да не многим пофартит уйти.

А. Пичугин

– А, понятно. Все понятно.

А. Никеров

– Вот этого куплета нет как раз. Первые два Борис Чирков там поет, в вагоне они едут, и он поет эту песню.

А. Пичугин

– Мы продолжим буквально через минуту. Напомню, что Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов, а все вместе они трио «Реликт». Сегодня День Победы, с которым мы вас, дорогие слушатели, поздравляем. Я Алексей Пичугин. Никуда не уходите, через минуту мы в эту студию вернемся.

А. Пичугин

– Возвращаемся в студию светлого радио. Здесь сегодня я, Алексей Пичугин, День Победы, с которым мы вас поздравляем. И этот «Светлый вечер» вместе с вами и с вами проводят трио «Реликт» – Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов. Вы и в прошлый раз приходили и сегодня с гитарами. Насколько я понимаю, это далеко не все инструменты, которые вы используете в своих выступлениях.

А. Никеров

– Нет, в основном это вот два инструмента, которые мы используем в своем выступлении. Конечно, у нас иногда нас приглашают.

А. Пичугин

– Баян есть у вас, насколько я знаю.

А. Никеров

– Ну это все от случая к случаю. Нас приглашают и с оркестрами петь, если какие-то концерты, мы с оркестром Осипова часто поем. Но это просто какие-то избранные концерты. А вот непосредственно наши, конечно, нам легче вот так вот по стране передвигаться – две гитары и все – так скрипка, бубен и утюг.

А. Леонов

– Минусовка для каких-то песен.

А. Никеров

– Ну есть, конечно, оркестровки записаны. Но в своих концертах мы это редко используем, очень редко.

А. Пичугин

– А где, Александр, ваша гитара?

А. Никеров

– Моя гитара дома лежит, я гитарист плохой.

А. Пичугин

– Но изначально-то, я так понимаю, что...

А. Никеров

– Изначально планировалось, когда вот только создался коллектив, хотели три гитары. Но я сразу признаюсь, во-первых, я плохой гитарист, это прежде всего.

А. Пичугин

– Он плохой гитарист?

А. Никеров

– Да, плохой, плохой.

В. Моюнов

– Я не слышал, не знаю.

А. Пичугин

– И за все годы вы ни разу не слышали?

А. Леонов

– Я хотел Александру бас-гитару в руки дать, может, там попроще немножко будет.

А. Никеров

– Но это первое, что я плохой гитарист. А второе, когда мы это решили, эту идею своему педагогу, с кем мы делали вокальное трио, Борису Михайловичу Шляхтеру эту идею как бы проинформировать, он сказал: ну вот, нам тут еще мексиканского трио не хватало. Все-таки мы изначально начинали романсы, и это было основв основ. И наш педагог был вообще, он так больше его направление, он хотел, чтобы мы больше пели а капелла. Поэтому у нас изначально очень много было песен а капелла, очень много. Для него это бы высший пилотаж, для нашего педагога, Бориса Михайловича Шляхтера. Он известный педагог по ансамблю. И когда он с нами делал этот коллектив, начинал, его уже давно нет в живых, и вот он был сторонник, чтобы мы пели больше а капелла.

А. Пичугин

– Вы говорите, что у вас довольно много песен, которые акапельно исполняются?

А. Никеров

– Ну изначально было очень много. Ну во-первых, мы и диск даже выпускали с русскими народными, где все а капелла звучало, 20 песен. Сейчас немножко мы уже это меньше поем. Но они есть у нас, да. У нас была программа русских песен а капелла, у нас была программа духовных песнопений, я вам говорил.

А. Пичугин

– Это в прошлый раз вы говорили, а в этот не говорили.

А. Никеров

– Да, напоминаем, что целая программа была, мы выпускали диск из 13 песен духовных песнопений. И с удовольствием это дело исполняли. Где-то пытались и романсы а капелла петь, но гитары свое взяли все равно постепенно. Тем более, у нас Алексей такой гитарист, он все-таки профессиональный гитарист, как не использовать эти качества.

А. Пичугин

– А вы не профессиональный?

В. Моюнов

– Нет.

А. Пичугин

– Нет? А я уже не помню...

А. Никеров

– Мы артисты музыкальной комедии со Славой. Артисты, нас учили оперетте.

В. Моюнов

– Хулиганы во дворе научили, ну так вот потихонечку.

А. Пичугин

– То есть это хулиганы трем аккордам научили, и вот так с тех пор три аккорда.

В. Моюнов

– Да, с тех пор по аккордику прибавляется, по два каждый год.

А. Леонов

– У хулиганов консультируется каждый год.

А. Пичугин

– А если наши слушатели захотят побывать на ваших концертах, ну во-первых, как я вас ни пытал перед программой, когда у вас ближайшее выступление, вы кроме Мурманска, в котором мы не вещаем, но если вдруг, то можно об этом сказать, то я так и не понял, где вас можно в ближайшее время услышать, после праздников, которые сегодня заканчиваются.

А. Никеров

– Да, после праздников... Ну сейчас у нас небольшой перерыв как раз вот мы делаем. Только, наверное, здесь в Москве только осенью. Во-первых, у нас в ноябре в Доме ученых будет сольный концерт. Я сейчас говорю о сольных концертах, потому что приходить на три песни смысла нет.

А. Пичугин

– Да, конечно. Естественно.

А. Никеров

– Сольный концерт у нас будет в Доме ученых в ноябре, если я не путаю, 8 ноября.

А. Пичугин

– Еще не скоро.

А. Никеров

– Ну так складывается и гастрольная жизнь. И еще в декабре в Доме музыки, в последние выходные, в последнюю субботу декабря, это уже у нас ежегодный концерт в Доме музыки.

А. Пичугин

– Хотя что значит, нескоро. Сейчас май у нас, 9 мая.

А. Никеров

– Пролетает время очень быстро.

А. Пичугин

– Когда вы пришли, я спросил, мы с вами последний раз здесь встречались, кажется, это был конец осени и начало зимы, а вы говорите, в августе. И я вспоминаю, что правда, это было в августе, лет было еще. Удивительно.

А. Никеров

– Ой, а я, видите, вам соврал. Еще у нас будет, во-первых, у нас в конце сентября, я число не помню, концерт в концертном зале Москонцерта, это наш абонемент. Это надо следить. Это как раз улица у нас Пушечная.

А. Леонов

– Да.

А. Никеров

– Это улица Пушечная, и у нас в ноябре там концерт. Можно зайти к нам на сайт, все концерты, все там.

А. Пичугин

– Александр, а вы занимаетесь, как теперь модно говорить, продюсированием и продвижением, директор трио «Реликт»?

А. Никеров

– Ну будем так говорить, я выполняю эти функции. Потому что и директор, и продюсер я, не по радио будет сказано, слабенький. Я все-таки больше исполнитель, а так вынужденно.

А. Пичугин

– Что же вы так себя любите критиковать-то?

А. Никеров

– А чего себя хвалить?

А. Пичугин

– Ну в эфире-то можно хвалить.

А. Никеров

– Можно похвалить?

А. Пичугин

– Это потом уже...

А. Никеров

– Ну тогда я выполняю функции временно. Правда, время затянулось, но нам так удобнее, я выполняю эти функции.

А. Пичугин

– Если все же не концерты. Да, сразу надо, наверное, о сайте сказать: vocaltriorelikt.ru – это официальный сайт, а еще есть в фейсбуке группа, группа вКонтакте. Там можно найти на сайте ваши песни?

А. Никеров

– Абсолютно, там вся информация.

А. Пичугин

– Песни, песни.

А. Никеров

– А, песни есть.

А. Леонов

– Я хотел немного добавить. В том числе вот мы сейчас исполняли песню «Морская баллада» и на другие песни, там, кстати, на духовные песнопения существуют клипы. То есть мы тоже любим делать, как какие-то вот картинки там и видео.

А. Пичугин

– Это с выступления или они срежиссированы отдельно, сняты?

А. Леонов

– Ну с выступлений, естественно, берется звук и видео, и это каким-то образом комбинируется вместе с разыми картинками, там переходы, накладки.

А. Пичугин

– Но этим вы занимаетесь?

А. Никеров

– Да, это Леша увлекается.

А. Леонов

– Это я люблю это делать просто очень, поэтому вот свожу в программе, делаю клипы. Так что можете полюбопытствовать, в разделе видео все там есть, отдельно есть TV, клипы.

А. Пичугин

– Какие вы самодостаточные: сами себя продюсируете, сами себе делаете клипы.

А. Леонов

– Ну просто нравится это делать, поэтому как-то и занимаемся.

А. Пичугин

– Давайте слушать дальше музыку. Сейчас будет совсем невеселая песня, но честно говоря, если у меня в списке моих любимых, если можно говорить про военные песни, любимых военных песен, она занимает ну одно из первых мест. Это песня «Москвичи».

А. Никеров

– Мы ее обожаем тоже.

А. Пичугин

– Я тоже очень ее люблю. Давайте слушать.

А. Никеров

– Очень красивая песня.

А. Пичугин

– Она очень грустная, но тем не менее, она очень московская. А так как я, уже все, наверное, знают, Москву очень люблю, для меня это какое-то такое место силы, наравне с Суздалем, и Москва разных лет, в том числе и военных, это что-то такое родное.

А. Никеров

– Это одна из песен, которые мы очень много раз перезаписывали и выпускали на дисках много раз. И даже на последнем диске мы ее опять записали, с Алексеем выпустили. Вот она какая-то родная «Москвичи» Эшпая, не знаю, вот действительно родная песня.

А. Пичугин

– Я напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня трио «Реликт» – Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов. И песня, которая прозвучала, называется «Москвичи», все вы ее знаете. Я когда по Моховой прохожу, всегда вспоминаю, во-первых, эту песню. Во-вторых, я вспоминаю эту песню, глядя на дом, который напротив входа в метро «Библиотека Ленина» как бы разделен на две части, в который попала бомба, и с тех пор его, конечно, восстановили, но вот этот его маленький кусок в середине, куда бомба угодила, так и оставили как напоминание о войне. И, в общем, эта песня всегда вспоминается. А у вас, вы тоже, в общем, московский же коллектив. Наверное, и поэтому тоже песня «Москвичи» вам близка. Есть какие-то такие памятные, связанные с войной места в городе? Вячеслав.

В. Моюнов

– У меня памятные места? Это единственное место – это ежи.

А. Пичугин

– Ежи в Химках.

В. Моюнов

– В Химках, потому что я сам оттуда. Я родился там, вырос там и мама моя оттуда с папой.

А. Никеров

– Славик у нас химчанин коренной.

А. Леонов

– Вы как раз сказали про Моховую, а я когда по Бронной прохожу. Ну иногда бывает, я в том районе там то иногда в музыкальный магазин, там мимо просто прохожу, в центре Москвы когда гуляю. Мне почему-то тоже сразу ассоциация возникает. А потом сейчас очень много, где стали делать такие типа скверы славы. То есть у нас вот даже рядом с домом сделали такой парк Победы. И там тоже свои странички, и люди которые, в том числе не только воевали, а трудились в тылу, там сделали такие вроде как книжки мраморные, и там написаны, значит, вот то есть люди, которые работал там в металлургии, в разных институтах...

А. Пичугин

– На заводах.

А. Леонов

– Да, на заводах, и все эти заводы рядом, я все это тоже вижу, и все тоже таким становится родным, далеким, но как будто сейчас. То есть вот такие вот вещи тоже имеют место быть.

А. Никеров

– Нам-то реже сейчас приходится бывать там. Ну просто как-то и времени не хватает. А в свое время мы же там учились со Славиком, Гнесинка там недалеко. Там прошли все наши четыре года обучения, и на Бронных, и на Малой, и на Большой.

А. Пичугин

– Иногда думаю, что проходит эпоха больших памятников, в том числе и военных памятников. Нет, конечно, те которые были поставлены, дай бог им стоять как можно дольше. Но, тем не менее, вот вы сейчас сказали, что появляются таблички, которые посвящены людям, которые не только воевали, но работали где-то в тылу, на заводах. Вот если уж мы не можем столько лет договориться о политических памятниках, может быть, прошла их эпоха, пора ставить памятники как раз таким людям. Ну вот спальный район маленький, московский, петербургский, неважно какой. Наверняка там за все годы существования этого района, деревень на месте этого района, ну наберется пяток жителей, которые остались в памяти, которые люди помнят или которых не мешало бы напомнить. Вот в том числе и люди, которые в тылу где-то были.

В. Моюнов

– Ну на самом деле приятно, в Химках, наверное, единственный памятник, который у нас в Москве существует, его поставили, дай бог мне памяти, не совру, наверное, лет пять тому назад, это памятник поставили медсестре. Военной медсестре. И так это приятно, на самом деле. Хороший сквер сделали, и стоит памятник – напоминание о том, что в годы войны наши женщины...

А. Пичугин

– Ну Химки все-таки это как раз тот самый ближайший, наверное, к Москве город, который поучаствовал в войне, ну практически. То есть чуть-чуть не доходя современных Химок, немцы встали.

А. Леонов

– Знаете, вот сейчас Вячеслав сказал, мне вот тоже идея в голову пришла. Я вспомнил просто, бабушка рассказывала тоже до того, как она пошла на фронт в 42-м году, в 41-м ей было 17 лет, и она, вот еще ребенок, можно сказать, да, и она тушила зажигалки на крышах домов, там дежурила ночью, окопы рыла. То есть, может быть, и детям имеет смысл поставить тоже памятник, которые в тылу трудились.

А. Пичугин

– «Народ зажигалки тушил. И, как малая фронту подмога, Мой песок и дырявый кувшин» – еще Высоцкого.

А. Леонов

– Да, то есть здесь, конечно, это все будет актуально и все будет правильно.

А. Никеров

– Вот это как раз о том, о чем мы говорили, почему об этой победе помним до сегодняшнего дня – потому что все в этом участвовали: и дети, кто-то на фронте, а кто-то для фронта здесь, в тылу.

А. Пичугин

– Да. А вы чувствуете, когда вы приезжаете с концертамивот с программой «Споемте, друзья», наверняка же, вы часто исполняете в небольших городах, там эта память живее или наоборот?

А. Никеров

– Ну я бы так не сказал. Я думаю, везде одинаково. Потому что как бы к нам на концерт приходят, то ли нам просто везет, к нам на концерт приходят те люди, которые хотят услышать нас и которые нас знают. То есть люди, которые приходя к нам на концерт, мы для них не чужие, они нас знают. Они не приходят как вот, что-то где-то слышали, но мы не знаем, кто это такие. Вот нету чужих.

А. Пичугин

– А часто приходится выступать именно в маленьких городках, с населением там 50, 40 тысяч человек?

А. Никеров

– Конечно, приходится. Но мы не выбираем. Сейчас мы как-то особо в этом плане не избирательны. Если нас куда-то приглашают, мы едем.

А. Пичугин

– Ну вот в Прибалтику не поехали.

А. Никеров

– Ну тут обстоятельства. Мы, кстати, очень любим Ригу и любим этот Дом Москвы как раз. Мы в свое время каждый год там бывали. А на 9 мая мы просто приезжали, нас приглашали в Дом Москвы, мы выступали в Риге вот на этой площади, где собирается очень много народу на 9 мая. И мы приезжали, там давали концерты. Но так получилось, что мы не могли приехать.

В. Моюнов

– Да, мы уже объяснили.

А. Пичугин

– Причем даже не применительно к военным песням и вообще к какому-то творчеству, я просто люблю Ригу. Я там был неоднократно, люблю туда приезжать. Просто такая ближайшая Европа вроде бы, но очень-очень родная, что-то в ней еще осталось такое.

А. Никеров

– Тем более, мы бы с удовольствием, нас на 8 марта приглашали, чтобы женщин поздравить, но как мы могли бы отказаться...

А. Пичугин

– Красивых прибалтийских женщин.

А. Никеров

– С романсами поздравить женщин. Но мы не могли, мы уже пообещали московским женщинам.

А. Пичугин

– Верные какие вы. А вы знаете, мы уже будем заканчивать программу, последняя песня у нас остается. Это «Имена» – песня, музыку для которой написал Давид Тухманов. Это как раз, я так понимаю, песня из той плеяды первых послевоенных песен, когда широко начали праздновать День Победы. И, собственно, песня «День Победы», песня «Имена» они все относятся...

А. Никеров

– Да, это из того цикла как раз, когда и написан «День Победы», это те же авторы, Тухманов – Харитонов, у них целый цикл песен был. И «Имена» просто очень красивая песня, но меньше звучит, ее меньше знают, ну а нам она очень нравится.

А. Пичугин

– Итак, песня «Имена». Я напомню, что в гостях сегодня у светлого радио, в День Победы были Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов. Все вместе они – трио «Реликт». Я очень надеюсь, что вы у нас не последний раз. Как-то с вами всегда очень хорошо. Спасибо большое, приходите к нам еще.

А. Никеров

– Спасибо вам. Ну мы ваших радиослушателей всех поздравляем с праздником Победы.

А. Пичугин

– И я присоединяюсь к этому поздравлению. Я Алексей Пичугин, мы слушаем песню и прощаемся с вами. Всего доброго.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Разговоры о кино с Юрием Рязановым
Вы любите кино, или считаете, что на экранах давно уже нечего смотреть? Фильмы известные и неизвестные, новинки и классика кино – Юрий Рязанов и его гости разговаривают о кинематографе.
Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Еженедельный журнал
Еженедельный журнал
Общая теплая палитра программы «Еженедельный журнал» складывается из различных рубрик: эксперты комментируют яркие события, священники объясняют евангельские фрагменты, специалисты дают полезные советы, представители фондов рассказывают о своих подопечных, которым требуется поддержка. Так каждую пятницу наша радиоведущая Алла Митрофанова ищет основные смыслы уходящей недели и поднимает важные и актуальные темы.

Также рекомендуем