Песьеглавцы. Егор Назаренко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Песьеглавцы. Егор Назаренко

Поделиться Поделиться
Отражение идущего человека в зеркалах

Был период в моей жизни, когда я водил небольшие экскурсии в музее. Особенно любил зал с иконами ХVII века. Около одной иконы группы часто останавливались и бурно обсуждала образ. Даже самые скучающие оживлялись. Кто-то мог посмеяться. Большинство, наверное, недоумевало.

Древний образ. На нём — фигура в военной форме и плаще. В руках крест. Над головой нимб. Только вот голова — собачья. И начинались недоумения. Что это? Богохульство? Насмешка? Такими страшными привыкли видеть только демонов и бесов. Но это была икона. Святого Христофора.

Есть несколько версий, почему святой изображен в таком виде. Но меня заинтересовала такая. Людей с человеческим телом и пёсьей головой называли кинокефалы или песьеглавцами. Представление о живущем в далёких странах диком народе уходит своими корнями в античность. Древнегреческий историк Геродот, перечисляя опасности северо-востока Африки, такие как львы, огромные змеи упоминал свирепый народ собакоголовых людоедов. Легенда о путешествии Александра Македонского упоминает, что песьеглавцы жили в Индии. В любом случае речь о чужаках, иностранцах.

В древнем мировоззрении было четкое разделение, что нормальные люди только мы, а остальные и не совсем люди. Поэтому рассказы о собакоголовом народе носили принижающий этот народ метафорический характер. Хотя, некоторые могли воспринимать его буквально.

Когда я рассказывал это посетителям музея, в ответ получал вопрос: «а как этот песьеглавец попал на икону?» А это, я думаю, филигранная работа христианской проповеди.

Чужеземцы из однозначно свирепых чудовищ превращаются в кротких сподвижников апостолов. Такое предание существует у христиан Египта — коптов. Согласно ему апостолы Андрей и Варфоломей крестили песьеглавцев, и те стали кроткими и мирными, помогая им в проповеди Евангелия. А в эфиопской версии ещё описывается как символически один кинокефал по имени Порок, меняет имя на Христианин.

То есть, архитипичное представление о чужаке, злом и враждебном трансформируется под влиянием христианской проповеди. Старая оболочка наполняется новым содержанием.

А что же со святым Христофором? Версий много, одни источники говорят, что он был из племени песьеглавцев, а другие что это символическое изображение, указывающее на его звероподобную свирепость до принятия христианства. В западных странах его изображали с обычным человеческим лицом.

Икона имеет некоторую долю условности. Она не фотография из паспорта. Христианская проповедь обезоружила легенду, что все чужаки — нелюди, возвысив образ чужака до святости.

Мне кажется, что через этот образ церковь призывает заглянуть в себя, проанализировать, задаться вопросом, а мы ко всем относимся одинаково вне зависимости от их национальности? Нет такого, что мы и сегодня расчеловечиваем чуждых по духу людей? Ведь Господь не только создал каждого человека, он за каждого взошел на крест, умер и воскрес. Во Христе больше нет превосходства одного народа над другим!

Вот такие важные выводы я сделал благодаря знакомству с иконой. На которой изображен человек с головой пса. Святой Христофор, моли Бога о нас.

Автор: Егор Назаренко


Все выпуски программы Частное мнение

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем