
Помните ли вы, когда первый раз посетили храм? Я помню. Это произвело на меня очень сильное впечатление и разделило мою жизнь на «до и после».
Как и многие, я выросла в Советском Союзе. Тогда на государственном уровне было принято решение, что Бога нет. Папа состоял в партии, поэтому вопрос Бога в нашей семье не обсуждался. Его присутствие было незримо: родители исполняли заповеди, детей крестили, праздновали Пасху, трудились и помогали нуждающимся по возможности. На вопросы о Боге родители, часто отмалчивались или переводили тему, говоря о поступках людей.
Моя тетушка всегда посещала храм, и разные поручения от семьи по делам духовным обычно выполнялись ею. Мне была интересна эта ее деятельность. Я начала проситься, чтобы меня хоть раз отпустили с тетей в церковь. И вот, разрешили! Тетя сказала, что мы пойдём на освящение хлебов на литии.
На тот момент я уже бывала в соборах во время экскурсий по Ленинграду. Но в них не проводились богослужения. Для меня это были скорее музеи или дворцы, очень красивые, но холодные и пустые.
Воспитываясь в октябрятской дружине, с идеалами революции я ожидала что угодно, но только не то, что увидела и ощутила.
Когда мы с тетей вошли в Храм, он весь был наполнен светом, не таким, который идёт от электрических лампочек. Он изливался откуда-то сверху, с купола и из алтаря. Храм жил, его сердце билось. Он был пропитан густым тёплым сиянием. Аромат ладана наполнял всё пространство. С икон взирали не знакомые мне лики Святых. Одежды священников сверкали. От торжественных песнопений, казалось, можно было взлететь. Восторг, тепло и свет заполнили меня.
Воспоминания о первой службе отрывочны, но впечатление сильное остается по сей день. В какой-то момент, все в церкви начали вставать на колени. Это потрясло меня! Подобного действа я не ожидала. Как же так? Ведь мы — гордые дети революции! Но тогда там, это было естественно и правильно. Будто, люди признавали над собою власть чего-то большего, того, что нельзя постичь.
Оказывается, есть что-то важное, что нельзя увидеть, описать, но можно почувствовать. Как будто в моей жизни до этого момента не хватало очень большого куска, а теперь он появился. Теперь я понимаю, что тогда мой мир, моё существование вдруг обрели смысл.
После богослужения я стала допытываться у тетушки: «Кто такой Бог?» Она не знала, как объяснить попроще, стала рассказывать разные истории о чудесах. Но мне этого было мало, тогда тетя дала мне старенькую потрёпанную книгу, и я прочла: «Бог есть Дух. Бог есть Любовь.» Это были первые слова, которые рассказали мне о Боге. Там были ещё длинные сложные для восприятия фразы. Своим девятилетним умом я пыталась осознать их. Не могла. Но я чувствовала, что они очень важны, для меня в них было всё.
С той поры я твёрдо знала, что Бог есть. И очень боялась вступления в комсомол. Там надо было признать иное. Но как я могла обмануть? Ведь, комсомольцы не лгут. К счастью, ко времени моего вступления комсомол исчез, а Бог остался. И я рада, что с тех пор стала чувствовать его присутствие и поддержку рядом, как что-то незримое, но великое и близкое.
Автор: Светлана Душевная
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема