
1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6.
Глава 1.
8 Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
Глава 2.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Иоанн обращается к очень интересной теме. Он говорит о важности трезвого восприятия себя и своих отношений со Христом. Общеизвестно, что необходимость признавать свои ошибки — это одна из самых серьёзных проблем на пути человека к Богу. Часто под этим подразумевают нежелание человека идти на исповедь, но дело совсем не только в этом. Исповедь — важный этап на пути возвращения грешника в Церковь, но прежде исповеди он должен осознать собственный грех и сделать его явным перед Богом и собственной совестью. При всей кажущейся простоте это оказывается делом очень трудным.
Условием прощения апостол ставит исповедание грехов. Конечно, речь не идёт в буквальном смысле о такой же исповеди, которая практикуется сегодня христианами. Формы покаяния были иными, однако важно, что слово, которое в синодальном тексте переведено как исповедовать, первоначально означало «признавать», что указывает на осознание греха как первый шаг, который ведёт нас к подлинному покаянию и изменению. Из Евангелия мы знаем, что Бог всегда готов восстановить общение с человеком и не перестаёт любить человека, но только те, кто признают грехи и встают на путь исправления, — оказываются открыты Его исцеляющему действию. Продолжая упорно утверждать свою безгрешность, мы вместе с этим утверждаем, что Бог говорит неправду, когда указывает на необходимость покаяния для спасения.
К сожалению, привычка не обращать внимания на свои грехи не так проста, как многие думают. Ведь в тот момент, когда нам кажется, что мы её уже победили, стоит прислушаться к своей совести повнимательнее. Вполне возможно, что, признав свои грехи и даже согласившись с тем, что их надо исправлять, мы остановимся на этом и скажем: «Все грешники и исправиться невозможно». В таком случае христианство вместо пути возвращения к Богу, станет путём постоянного обдумывания и ощущения собственной вины. Вина — очень важное чувство, но не для того, чтобы в нём находиться, а для того, чтобы исправляться.
Апостол не говорит: «Я написал вам это, чтобы вы как можно больше чувствовали свою греховность». Его цель в другом, чтобы читатели не грешили, а уж если и согрешили, то исправлялись бы, доверяя Христу, который для того и пришёл, чтобы очистить нас и восстановить наше общение с Отцом.
Мы видим, что апостол не стесняется говорить о грехах христиан и призывать их к покаянию. Он не боится, что они начнут унывать от своей греховности и обвинять его в том, что он навязывает им чувство вины. Да, он пишет об этом прямо, но он спокоен, потому что акцент в его словах сделан не на грехе. Тот, кто не видит своего греха, — неправ, но тот, кто увидел его и остановился, — мало что изменил. Для апостола всё это — этапы пути, которые важны лишь в совокупности. При этом цель пути — жизнь во Христе, которая доступна лишь тем, кто поступает так, как поступал Спаситель.
26 апреля. О подвиге мученика Крискента

Сегодня 26 апреля. День памяти Мученика Крискента из Мир Ликийских, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его личности и подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда русский человек слышит «Мирликийский», безусловно, у него ассоциация возникает со святителем Николаем. Эта ассоциация не случайна, потому что Мир Ликийский – это небольшой городок. Даже в Ликие это не самый главный город, не самый главный порт. Если б не святитель Николай, никто бы о нём и не узнал. Более того, мученик Крискент, чью память мы сегодня совершаем, это тоже человек, о котором мы знаем благодаря святителю Николаю, потому что именно в древнейших списках жития святителя Николая, в похвалах, которые писал святителю Николаю преподобный Андрей Кридский, мы обязательно встречаем упоминания о почитании мученика Крискента. Если мы откроем его житие, то мы увидим достаточно стандартный текст. Проповедовал Христа, был схвачен на мучение, предложили отречься, не согласился, был убит. Однако за вот этим стандартным гимном мученичеству скрывается реальный человек. Причём, если мы это посмотрим, то этот человек просто по годам жизни. Это современник святителя Николая. Но современник не того святителя Николая, которого мы знаем, великого епископа, который беседует с императором, заступается за генералов, который в силах раздать сокровища людям. А как раз современник и ровесник святителя Николая. Это тот человек, который был рядом с будущим святителем и который его вдохновил служить Христу, который уже наследовал Царствие Небесное. И глядя и почитая которого, святитель Николай стал тем святым, которого мы знаем и любим.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О том, что человек принимает на себя

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О благословении Божьем на всякое доброе дело — священник Алексей Дудин.
Человек — это орудие Божие. Орудие разумное и в силу этого ответственное. Каждый из нас, имея от Бога свободу воли, проявляет свободу воли в нашей жизни. Хорошо, когда человек творит добрые дела. Хорошо, когда веление его сердца, а ведь каждый человек хочет быть добрым и хорошим, в этой жизни успешно реализуется. Но для этого есть необходимые условия. Это условие благословение Божие. Потому что ничто человек не может здесь на земле сотворить доброго только от себя. От себя он только проявляет доброе намерение. А Господь это доброе намерение благословляет и дает возможность ему в жизни воплотиться. Иногда этого не происходит. От чего же? Прежде всего, от того, что человек не просит Бога. Господь сказал «просите и дастся вам». Если человек надеется на себя, если он присваивает себе благодать Святого Духа и Его дары, тогда Господь может не благословить даже доброе дело. Поэтому перед каждым добрым делом нужно призвать благодать Божию и попросить, чтобы Господь поучаствовал в нём и сотворил его ко благу.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 апреля. О Пасхальной радости

Сегодня 26 апреля. Суббота Светлой седмицы.
О Пасхальной радости — священник Николай Дубинин.
Христос Воскресе, дорогие радиослушатели! Вот и подходит к завершению Светлая Седмица, и мы, наполненные радостью о Христе воскресшем, должны помнить, что эту радость необходимо сохранить на весь год. Потому что одним из качественных состояний жизни христианина должна быть радость. Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что плод духовной жизни это любовь, радость и мир. Вот нам иногда нужно об этом вспоминать и как бы сверять свое внутреннее состояние. Вот сейчас в моей душе царит любовь к ближнему. Есть ли у меня мир со всеми? В радости ли я пребываю, или в уныние или тоске? Пусть радость о Воскресшем Господе, победившем смерть, даровавшему нам жизнь вечную, будет наполнять наши сердца во все дни нашей жизни!
Все выпуски программы Актуальная тема