Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

* Поделиться

1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10.

Глава 2.

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.

19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.

20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.

21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.

22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

26 Это я написал вам об обольщающих вас.

27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

Глава 3.

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.

5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.

6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.

10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Человеку, который только начинает жить церковной жизнью, предстоит решить непростую проблему: как перестать грешить? Поначалу острота этого вопроса кажется незначительной: есть заповеди, их не надо нарушать — не нарушаешь — значит, не грешишь. Вроде всё просто и понятно. Но чем глубже погружается человек в творения святых отцов, вслушивается в советы духовников — проблема обозначается всё острее. Куда ни шагнёшь — повсюду грех: не то подумал, не туда посмотрел, не то почувствовал, не так сказал. Одним словом, хоть вообще не живи — повсюду грех! И тут прокрадывается одна очень лукавая мысль: раз не грешить невозможно, тогда можно и не заморачиваться — главное, вовремя ходить на исповедь и рассказывать подробно батюшке, чем согрешил — и спокойно также жить дальше. Жить как все. А все — не безгрешны!

В сегодняшнем чтении мы слышим потрясающие слова апостола Иоанна: «всякий, пребывающий в Нём (в Боге), не согрешает: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его!»

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что грех греху — рознь. Есть грех как преступление — наглое, бесстыжее, явное нарушение конкретной заповеди. Например, убийство. Воровство. Прелюбодеяние. Отказ от своей веры. Если провести аллегорию с музыкой, это будет не просто фальшиво взятая нота — а когда музыкальный инструмент в приступе ярости разбивают о стенку. Это — грех как преступление. И христианин так себя не ведет — иначе его в состав оркестра — Церкви — и близко не подпустят. Но чаще всего мы имеет дело именно с фальшивой игрой — и когда ее становится слишком много, то любое выступление оказывается провальным.

Христианин не согрешает не потому, что «нельзя», а потому, что в нём стремление к Богу сильнее, чем соблазн греха! Его любовь к красоте музыки сильнее лени исправлять свои ошибки. Но ведь такой подход совершенно иначе разворачивает всю проблему не знающей конца и края греховности: грех — препятствие, ошибка, фальшивая нота — которую ты можешь опознать только во время проигрывания произведения! Бессмысленно бороться с неправильно взятыми аккордами, не играя на инструменте — ведь вариантов ошибок бесконечно много, но игра не может состоять из одних ошибок — хоть что-то в ней да и получится!

Чтобы меньше грешить и научиться различать верную ноту от фальшивой прежде всего нужно очень хорошо наработать свой «духовный слух» — чтением и размышлением над Священным Писанием и творениями святых отцов Церкви. Именно это духовное упражнение позволяет развить тонкий вкус — при котором фальшивая игра становится просто неприемлемой!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем