1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10.
Глава 2.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Человеку, который только начинает жить церковной жизнью, предстоит решить непростую проблему: как перестать грешить? Поначалу острота этого вопроса кажется незначительной: есть заповеди, их не надо нарушать — не нарушаешь — значит, не грешишь. Вроде всё просто и понятно. Но чем глубже погружается человек в творения святых отцов, вслушивается в советы духовников — проблема обозначается всё острее. Куда ни шагнёшь — повсюду грех: не то подумал, не туда посмотрел, не то почувствовал, не так сказал. Одним словом, хоть вообще не живи — повсюду грех! И тут прокрадывается одна очень лукавая мысль: раз не грешить невозможно, тогда можно и не заморачиваться — главное, вовремя ходить на исповедь и рассказывать подробно батюшке, чем согрешил — и спокойно также жить дальше. Жить как все. А все — не безгрешны!
В сегодняшнем чтении мы слышим потрясающие слова апостола Иоанна: «всякий, пребывающий в Нём (в Боге), не согрешает: всякий согрешающий не видел Его и не познал Его!»
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что грех греху — рознь. Есть грех как преступление — наглое, бесстыжее, явное нарушение конкретной заповеди. Например, убийство. Воровство. Прелюбодеяние. Отказ от своей веры. Если провести аллегорию с музыкой, это будет не просто фальшиво взятая нота — а когда музыкальный инструмент в приступе ярости разбивают о стенку. Это — грех как преступление. И христианин так себя не ведет — иначе его в состав оркестра — Церкви — и близко не подпустят. Но чаще всего мы имеет дело именно с фальшивой игрой — и когда ее становится слишком много, то любое выступление оказывается провальным.
Христианин не согрешает не потому, что «нельзя», а потому, что в нём стремление к Богу сильнее, чем соблазн греха! Его любовь к красоте музыки сильнее лени исправлять свои ошибки. Но ведь такой подход совершенно иначе разворачивает всю проблему не знающей конца и края греховности: грех — препятствие, ошибка, фальшивая нота — которую ты можешь опознать только во время проигрывания произведения! Бессмысленно бороться с неправильно взятыми аккордами, не играя на инструменте — ведь вариантов ошибок бесконечно много, но игра не может состоять из одних ошибок — хоть что-то в ней да и получится!
Чтобы меньше грешить и научиться различать верную ноту от фальшивой прежде всего нужно очень хорошо наработать свой «духовный слух» — чтением и размышлением над Священным Писанием и творениями святых отцов Церкви. Именно это духовное упражнение позволяет развить тонкий вкус — при котором фальшивая игра становится просто неприемлемой!
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия







