
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 72 зач., III, 10-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В древние времена человек был гораздо больше зависим от общества и его оценки. В наши дни мы в своём мироощущении, конечно, также зависим от окружающих, хотя у нас появилось гораздо больше ресурсов быть независимыми и оценивать себя, исходя из внутренних убеждений. Но какой же подход правилен с точки зрения христианства? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?
18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.
В самых разных древних культурах, в Вавилоне, Афинах или Риме человек воспринимал себя как часть большого живого сообщества, внутри которого он мог быть успешным и уважаемым или, напротив, униженным и отвергнутым. Конечно, для многих было характерно более-менее сбалансированное состояние, но так или иначе человек оценивал себя глазами большинства. Нормы жизни большинства были его нормами и цели большинства — его целями. Всем эти нормы и цели были понятны. Что же чувствовал язычник, когда он становился христианином? Для общества, в котором он раньше жил, он становился совершенно чужим, ведь менялось всё его мировоззрение. Да и не только мировоззрение, менялась вся его жизнь. И самое главное менялась точка опоры. Дело было не в том, совпадаешь ты с обществом или расходишься, нормы были разные и ситуации, в которых человек оказывался, могли отличаться: какая-то общественная норма была для него приемлема, какая-то нет. Важнее всего было совпасть с волей Того, Кто сотворил мир, потому что только это совпадение приводило человека к чувству глубокого внутреннего умиротворения и удовлетворения совести.
В сегодняшнем чтении апостол Иоанн вводит очень простое и ясное разделение: дети Божии и дети дьявола. Первые — ориентируются на правду и стремятся к её торжеству в мире, потому что главной заповедью для них стала любовь к ближнему; вторые подобны Каину, они внутренне выбирают зло и к ближним относятся без любви. Внешне это кажется просто разными подходами к жизни. Одни живут так, а другие иначе... В наши дни даже не каждый из нас решится утверждать, что знает, как правильно. Но для апостола Иоанна — это не выбор подходов к жизни, это выбор между жизнью и смертью. Ведь любящие усыновляются Богу — источнику жизни — и пребывают в жизни, а ненавидящие ставят себя выше ближнего и самой его жизни, от чего и называются человекоубийцами, даже если фактически никого не убивали... таковые пребывают в смерти. Впрочем, любовь, о которой пишет апостол, — это не просто благостное чувство, которое то появляется, то исчезает и зависит от внешних причин. Неслучайно в пример апостол приводит Христа, Который положил за нас душу Свою. Почему и от нас ожидается подобная жертвенная и деятельная любовь к ближним. Конечно, подобные вещи казались язычникам дикостью, да и сегодня вряд ли они одобряются многими. Однако христиане обращаются за судом в первую очередь к своему сердцу, в пределе ощущая себя стоящими на суде перед Самим Господом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
2 Ин., 75 зач., I, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди нецерковные интересуются, должны ли христиане любить всех или только собратьев по вере? Для того, кто внимательно читал Евангелие, ответ будет очевиден, ведь Христос призывал любить даже врагов... Но означает ли любовь, что относиться ко всем мы призваны совершенно одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы второго соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Лет десять назад я познакомился с одним верующим человеком, который стремился жить максимально благочестиво: причащалася практически каждый день, много молился, читал духовную литературу... И надо сказать был очень светлым и радостным человеком. Просто светился каким-то тихим светом. Недавно я его встретил и узнал совсем не сразу. Суровый, сосредоточенный, смотрящий куда-то за собеседника... И практически ни с кем не здоровающийся. Это последнее обстоятельство меня сильно озадачило. Казалось бы, мало ли, может быть, у человека упало зрение, очков он ещё не приобрёл, но лица уже различает плохо. Случается такое. Мы разговорились и как-то вышли на эту тему... Оказалось, что он перестал здороваться с людьми, прочитав как раз сегодняшний отрывок. Мой собеседник мне так и сказал: «Если я буду приветствовать того, кто ошибается, я буду разделять с ним его ошибки и участвовать в его злых делах, как и сказал Апостол, вы что, батюшка, не читали?». Читать-то я читал, но понял этот текст совсем по-другому. Долго поговорить не получилось и переубедить его мне не удалось. Не знаю, поздоровается ли он со мной в следующий раз, но знаю, что его подход противоречит живому опыту Церкви. Уже после нашего разговора с тем человеком я вспомнил историю, которая произошла с преподобным Макарием Великим и его учеником. Встретив на пути языческого жреца, послушник обозвал его демоном, за что был им избит чуть ли не до полусмерти. Через время с тем же жрецом встретился Макарий, приветствовал его добрым словом, чем очень его удивил. Преподобный поговорил с ним так, что языческий жрец покаялся и захотел стать монахом.
Можно было вспомнить и массу других историй, в которых христиане относились к язычникам по-доброму. Но если так, как же понимать слова апостола Иоанна, о том, чтобы не принимать приходящего, который неверно учит о Христе, и даже не приветствовать его? Учитывая евангельский призыв к миссии, понимать их дословно никак нельзя. Апостол пишет ученикам в общину, находящуюся в другом месте, и желает, чтобы его собеседники остались верны истине. В то время по дорогам Римской империи ходило много проповедников самого разного толка: христиан, язычников, гностиков... И под приходящим апостол явно имел в виду не любого встречного, но человека, приходящего с проповедью. Приветствовать его не просто как человека, но как проповедника действительно означало бы согласиться с ним. Но значит ли это, что ему, например, нельзя было бы помочь, если он оказался в беде. Конечно, не значит. Разве можем мы представить себе, что милосердный самарянин из притчи Христа, перед тем как помочь избитому, интересуется у него безошибочностью его веры.
Итак, христиане призваны ко всем относиться с любовью, со всеми призваны быть дружелюбными, но принимать в качестве учителей могут только тех, кто верен Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать или не читать — вот в чём вопрос

Фото: PxHere
Недавно услышала такую фразу: «Раньше дети были начитанными, а теперь они насмотренные». То есть современная молодёжь больше воспитывается на видеопродукции, чем на печатной. Однако, позвольте возвысить голос в пользу активного чтения.
Почему же книги так важны, ведь, казалось бы, любую историю можно преобразовать в видеоряд. Дело тут не только в сюжете произведения, но и в том, какими средствами он нам преподносится. Через видео трудно передать авторский стиль писателя, игру слов, скрытые смыслы, заложенные в тексте. Чтение развивает нашу умственную и эмоциональную сферу по-особенному.
В одном исследовательском институте провели эксперимент с использованием аппарата МРТ — магнитно-резонансной томографии, которая сканировала мозг и показывала активность разных его участков. Одна половина испытуемых читала художественный текст, а другая смотрела видео на смартфонах. Так вот, исследование выявило, что при чтении работало множество зон мозга, которые при просмотре смартфонов бездействовали.
В результате этого и других экспериментов учёные пришли к следующим выводам:
Во-первых, читая, мы расширяем кругозор понятий и чувств, тренируем рациональный и эмоциональный интеллект.
Во-вторых, художественный текст, в частности, поэзия содержит необычную, по сравнению с обыденной речью, лексику, ритмику, рифмы, строение фраз. И поэтому чтение вызывает повышенную активность нейронов — мозговых клеток.
В-третьих, регулярное свидание с книгой стимулирует такие процессы, как запоминание, образное мышление, моделирование, планирование. К тому же чтение развивает речь.
Итак, читать — полезно. И интересно. Научившись получать радость от чтения, мы всегда сможем занять свой досуг и будем готовы поддержать любой разговор.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельском и историческом контексте притчи о Страшном суде и о том, какие смыслы в нее заложены.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер