
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В наши дни понятие справедливость кажется нам чуть ли ни важнейшей чертой любого нормального сообщества. Из всеобщей декларации прав и свобод мы знаем, что обладаем равным человеческим достоинством и, естественно, не хотим, чтобы в нашей жизни присутствовала какая-либо предвзятость. Но есть ли предвзятость в сфере веры? Относится ли Бог ко всем людями одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
На первый взгляд сегодняшнее чтение говорит о явной несправедливости и предвзятости Бога, ведь апостол пишет, что Он спасает всех людей, но особенно верных. Если бы мы услышали, что пожарные спасали всех, но особенно своих знакомых, нас бы это смутило. Мы бы сказали: ну вот, и здесь свойство, сначала спасают своих, а остальных по остаточному принципу. И хотя родство и знакомство — вещи действительно важные, в таком подходе чувствуется что-то глубоко неправильное, ведь жизнь людей одинаково ценна. И уж тем более страшна предвзятость, если мы говорим о жизни вечной и о всемогущем Боге Спасителе!
Но изменится ли наше восприятие, если мы скажем иначе: «Пожарные спасали всех, но особенно успешно тех, кто смог сориентироваться и действовать в соответствии с рекомендациями по технике безопасности». «Это совсем другое дело, — скажем мы, — ведь здесь речь уже не о предвзятости спасателей, но о том, что одни спасаемые своим поведением помогали себя спасать, а другие этому мешали». И если посмотреть на слова апостола под этим углом зрения, они уже не будут выглядеть, как что-то несправедливое. Ведь Бог действительно Спаситель всех, и нет ни одного человека, который был бы сотворён для погибели, но как Ему спасти всех, если все по-разному реагируют на Его призыв?
Например, апостол пишет, что трудится и проходит испытания, потому что надеется на Бога живого, в Которого верит как в Спасителя. Но даже для него всё не ограничивается надеждой. Ведь если её понять неправильно, она станет простой беспечностью. Так беспечные люди порой не идут к врачу или не принимают лекарств, надеясь, что всё само собой пройдёт. Однако, как реальные болезни редко проходят сами собой, так и болезнь греха тоже одной только надеждой, без каких бы то ни было усилий, исцелить вряд ли возможно. Хотя бы потому, что сознательный и вольный грех будет этой легкомысленной надежде противоречить. Подлинная надежда предполагает изменение жизни. Посильное и постепенное, но неуклонное и постоянное... Неслучайно, говоря Тимофею о надежде, апостол поручает ему быть образцом для верных в слове, в жизни, в любви... Более того, для него важно, чтобы успех Тимофея был для остальных очевиден, потому что, трудясь рядом с ним, и другие люди поймут важность собственных усилий.
Подобным образом вместе с Тимофеем и мы, как верующие, призваны трудиться и проходить испытания с надеждой на Бога. Он живой, Он не просто какая-то фантастическая цель, но вечный и любящий Господь, который в нашем труде всегда идёт нам навстречу. На всякий искренний труд Он отвечает и всякую искреннюю надежду не оставляет без доброго ответа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема