Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Глава 1.

Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,

Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,

6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавшее только что чтение из первого послания апостола Павла к Тимофею вызывает воспоминания о такой нелюбимой в школьные годы пьесе Максима Горького «На дне». Ни мне, ни многим другим моим одноклассникам не было понятно, почему мы должны разбирать диалоги каких-то странных, травмированных пороками людей. Никто из героев Горького — Сатин, Васька Пепел, Клещ — симпатий не вызывали. Но вот совершенно отвратительным выглядел в наших глазах странник Лука — сиропно-сентиментальный и какой-то лживый.

Лука, с одной стороны, пытается утешить героев, но по факту обманывает их, вкладывая в головы персонажей несбыточные мечты. Во время массовой драки, устроенной обитателями ночлежки, Лука исчезает. И всем тогда становится ясно, какова истинная природа странника, — он обманщик и трус. И совершенно не готов нести ответственности за свои сентиментальные речи.

О подобных Луке людях говорит в сегодняшнем послании апостол Павел. Наставляя своего ученика Тимофея, поставленного епископом в Эфесской церкви, апостол призывает того подальше держаться от пафосных проповедников, желающих власти над толпами. Они, по слову Павла, «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают». Некоторые толкователи полагают, что в данном месте апостол имел в виду лидеров иудейской диаспоры, не желавших, чтобы в Эфесе существовала христианская Церковь.

Но скорее всего речь идёт всё же о людях, которые приняв крещения, стали вместо искреннего служения Богу, проповедовать вещи, направленные на достижение земной власти и влияния. Это ровно те же самые служители, которых другой апостол — Иоанн — называет антихристами. Не в том смысле, что они открыто противодействуют Христу, они пытаются его собой подменить. Привести людей не к Господу Иисусу, а путём многословия и различных манипуляций принудить их к служению себе.

Как же отличить истинного проповедника Евангелия от его суррогатной копии? Давайте вновь обратимся к тексту послания. Святой Павел пишет, что в основании настоящей евангельской миссии лежит любовь от чистого сердца, добрая совесть и нелицемерная вера. Начнём с последнего. Нелицемерная вера, о которой говорит апостол, подразумевает единство убеждений и их практического проявления. Нельзя быть христианином только на словах или в области теоретической догматики, взращивая внутри себя ненависть, злобу, зависть и иные страсти. Правоверие не существует без праводелания!

Добрая совесть, о которой говорит Павел, также имеет в религиозной жизни важное значение. Ведь она позволяет человеку соотносить слова и поступки с эталоном Евангелия — насколько моя жизнь соответствует заповедям Христа? Добрая совесть не лукавит, оправдывая грехи, но она же утешает тогда, когда мы следуем закону Господню.

Теперь несколько слов о любви. Нет, наверное, более избитого слова. Мы слышим о любви с киноэкранов, читаем о ней в романах. Любовь воспевают в своих произведениях музыканты. И всякий раз мы сталкиваемся с новым смысловым оттенком. Для кого-то любовь есть просто однодневные отношения, для другого — приверженность какому-то делу, для третьего — проявление политических идеалов.

Что же имеет в виду апостол Павел, говоря о любви? Прежде всего, стремление видеть в другом человеке не средство для достижения каких-то целей, не расходный материал, не объект обладания, а создание Божие. Любовь, основанная на Евангелии, позволяет нам отличить человека от его ошибок, отучиться осуждать, найти способы одного укрепить в добродетели, а другого спасти от греховного падения. Любовь не потакает порокам, не принимает человека всего и полностью со всеми его ошибками и тёмными стремлениями, а помогает с ними расстаться.

В завершение остаётся добавить одно — только союз любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры и может привести нас к Царству Небесному!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем