
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Прозвучавшее только что чтение из первого послания апостола Павла к Тимофею вызывает воспоминания о такой нелюбимой в школьные годы пьесе Максима Горького «На дне». Ни мне, ни многим другим моим одноклассникам не было понятно, почему мы должны разбирать диалоги каких-то странных, травмированных пороками людей. Никто из героев Горького — Сатин, Васька Пепел, Клещ — симпатий не вызывали. Но вот совершенно отвратительным выглядел в наших глазах странник Лука — сиропно-сентиментальный и какой-то лживый.
Лука, с одной стороны, пытается утешить героев, но по факту обманывает их, вкладывая в головы персонажей несбыточные мечты. Во время массовой драки, устроенной обитателями ночлежки, Лука исчезает. И всем тогда становится ясно, какова истинная природа странника, — он обманщик и трус. И совершенно не готов нести ответственности за свои сентиментальные речи.
О подобных Луке людях говорит в сегодняшнем послании апостол Павел. Наставляя своего ученика Тимофея, поставленного епископом в Эфесской церкви, апостол призывает того подальше держаться от пафосных проповедников, желающих власти над толпами. Они, по слову Павла, «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают». Некоторые толкователи полагают, что в данном месте апостол имел в виду лидеров иудейской диаспоры, не желавших, чтобы в Эфесе существовала христианская Церковь.
Но скорее всего речь идёт всё же о людях, которые приняв крещения, стали вместо искреннего служения Богу, проповедовать вещи, направленные на достижение земной власти и влияния. Это ровно те же самые служители, которых другой апостол — Иоанн — называет антихристами. Не в том смысле, что они открыто противодействуют Христу, они пытаются его собой подменить. Привести людей не к Господу Иисусу, а путём многословия и различных манипуляций принудить их к служению себе.
Как же отличить истинного проповедника Евангелия от его суррогатной копии? Давайте вновь обратимся к тексту послания. Святой Павел пишет, что в основании настоящей евангельской миссии лежит любовь от чистого сердца, добрая совесть и нелицемерная вера. Начнём с последнего. Нелицемерная вера, о которой говорит апостол, подразумевает единство убеждений и их практического проявления. Нельзя быть христианином только на словах или в области теоретической догматики, взращивая внутри себя ненависть, злобу, зависть и иные страсти. Правоверие не существует без праводелания!
Добрая совесть, о которой говорит Павел, также имеет в религиозной жизни важное значение. Ведь она позволяет человеку соотносить слова и поступки с эталоном Евангелия — насколько моя жизнь соответствует заповедям Христа? Добрая совесть не лукавит, оправдывая грехи, но она же утешает тогда, когда мы следуем закону Господню.
Теперь несколько слов о любви. Нет, наверное, более избитого слова. Мы слышим о любви с киноэкранов, читаем о ней в романах. Любовь воспевают в своих произведениях музыканты. И всякий раз мы сталкиваемся с новым смысловым оттенком. Для кого-то любовь есть просто однодневные отношения, для другого — приверженность какому-то делу, для третьего — проявление политических идеалов.
Что же имеет в виду апостол Павел, говоря о любви? Прежде всего, стремление видеть в другом человеке не средство для достижения каких-то целей, не расходный материал, не объект обладания, а создание Божие. Любовь, основанная на Евангелии, позволяет нам отличить человека от его ошибок, отучиться осуждать, найти способы одного укрепить в добродетели, а другого спасти от греховного падения. Любовь не потакает порокам, не принимает человека всего и полностью со всеми его ошибками и тёмными стремлениями, а помогает с ними расстаться.
В завершение остаётся добавить одно — только союз любви от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры и может привести нас к Царству Небесному!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема