1 Тим., 280 зач., I, 15-17.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Апостолы — ученики Иисуса Христа — были людьми разными — и по характеру, и по степени своей образованности. Тем не менее, все они посвятили себя служению Богу и Церкви, но осуществляли проповедническую деятельность, опять же, в разном ключе. Кто-то из апостолов занимался исключительно устной проповедью учения Христа, а кто-то в дополнение к ней направлял тем или иным христианским общинам послания. Так поступали, например, апостолы Петр, Иаков, Иоанн Богослов.
Наиболее плодовитым писателем из числа учеников Христа оказался апостол Павел. После себя он оставил четырнадцать посланий, которые стали частью новозаветного раздела Библии. В своих посланиях, адресованных христианским общинам разных городов, а также частным лицам, Павел разъясняет особенности христианского вероучения и призывает последователей Христа быть достойными своего Божественного Учителя.
На страницах написанных им произведений апостол Павел ведет себя как очень искренний и честный человек. Он не пытается скрыть своего прошлого, когда он был не апостолом Христа, а наоборот гонителем учеников Спасителя. Биография Павла являет нам пример кардинального жизненного переворота, который воспринимается не иначе, как чудо. О своем обращении в христианство как о ярком доказательстве участия Бога в жизни каждого человека апостол Павел рассуждает в Первом послании к Тимофею, отрывок из которого мы только что слышали.
Тимофей, которому адресовано прозвучавшее послание, был одним из ближайших учеников апостола Павла. Молодой проповедник сопровождал Павла во время его миссионерских путешествий, а затем стал главой христианской общины Эфеса. Это было не самое простое место служения. В Эфесе середины первого века по Рождестве Христовом был очень силён языческий культ Артемиды Эфесской. Наличие агрессивного языческого окружения подталкивало некоторых эфесских христиан к тому, чтобы делить людей на «своих» и «чужих», относиться к язычникам с некоторой долей враждебности.
Направляя послание Тимофею, апостол Павел призывает своего ученика, а через него и всю Церковь Эфеса вспомнить о том, что Христос пришел в наш мир спасти не праведников, а грешников. И одним из тех грешных людей, ради которых Сын Божий умер на Кресте, Павел в послании прямо называет самого себя. Павел, которого в молодости звали Савлом, до обращения в христианство был одним из самых последовательных гонителей учеников Спасителя.
Считая христианство ересью, Савл как убежденный иудей пытался внести вклад в полное уничтожение Церкви. Однако по дороге в город Дамаск, в котором он хотел устроить гонение на христиан, ему явился Сам Спаситель. Пораженный чудом Савл превратился в Павла, ставшего затем самым усердным проповедником учения Христа. Свое перерождение Павел всегда вспоминал с большим трепетом и приводил в пример тем, кто презрительно относился к иноверцам или грешникам. Апостол прямо утверждал, что Бог видит тайные стороны человеческого сердца и если есть в нем что-то доброе и светлое, то Господь обязательно воззовет к этим добрым качествам.
В свое время Христос увидел в гонителе Савле горячего и неудержимого апостола Павла, в мировой истории можно найти множество подобных примеров, когда лютые грешники становились святыми. Необязательно посредством чуда, как это было в случае с Павлом. Довольно часто обращение происходило благодаря жизненному примеру находившихся рядом христиан, которые проявляли любовь и терпение даже к иноверцам и явным грешникам, что становилось основной причиной коренного перелома в их жизни и обращения к Богу.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.