
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 280 зач., I, 15-17.
Глава 1.
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Апостолы — ученики Иисуса Христа — были людьми разными — и по характеру, и по степени своей образованности. Тем не менее, все они посвятили себя служению Богу и Церкви, но осуществляли проповедническую деятельность, опять же, в разном ключе. Кто-то из апостолов занимался исключительно устной проповедью учения Христа, а кто-то в дополнение к ней направлял тем или иным христианским общинам послания. Так поступали, например, апостолы Петр, Иаков, Иоанн Богослов.
Наиболее плодовитым писателем из числа учеников Христа оказался апостол Павел. После себя он оставил четырнадцать посланий, которые стали частью новозаветного раздела Библии. В своих посланиях, адресованных христианским общинам разных городов, а также частным лицам, Павел разъясняет особенности христианского вероучения и призывает последователей Христа быть достойными своего Божественного Учителя.
На страницах написанных им произведений апостол Павел ведет себя как очень искренний и честный человек. Он не пытается скрыть своего прошлого, когда он был не апостолом Христа, а наоборот гонителем учеников Спасителя. Биография Павла являет нам пример кардинального жизненного переворота, который воспринимается не иначе, как чудо. О своем обращении в христианство как о ярком доказательстве участия Бога в жизни каждого человека апостол Павел рассуждает в Первом послании к Тимофею, отрывок из которого мы только что слышали.
Тимофей, которому адресовано прозвучавшее послание, был одним из ближайших учеников апостола Павла. Молодой проповедник сопровождал Павла во время его миссионерских путешествий, а затем стал главой христианской общины Эфеса. Это было не самое простое место служения. В Эфесе середины первого века по Рождестве Христовом был очень силён языческий культ Артемиды Эфесской. Наличие агрессивного языческого окружения подталкивало некоторых эфесских христиан к тому, чтобы делить людей на «своих» и «чужих», относиться к язычникам с некоторой долей враждебности.
Направляя послание Тимофею, апостол Павел призывает своего ученика, а через него и всю Церковь Эфеса вспомнить о том, что Христос пришел в наш мир спасти не праведников, а грешников. И одним из тех грешных людей, ради которых Сын Божий умер на Кресте, Павел в послании прямо называет самого себя. Павел, которого в молодости звали Савлом, до обращения в христианство был одним из самых последовательных гонителей учеников Спасителя.
Считая христианство ересью, Савл как убежденный иудей пытался внести вклад в полное уничтожение Церкви. Однако по дороге в город Дамаск, в котором он хотел устроить гонение на христиан, ему явился Сам Спаситель. Пораженный чудом Савл превратился в Павла, ставшего затем самым усердным проповедником учения Христа. Свое перерождение Павел всегда вспоминал с большим трепетом и приводил в пример тем, кто презрительно относился к иноверцам или грешникам. Апостол прямо утверждал, что Бог видит тайные стороны человеческого сердца и если есть в нем что-то доброе и светлое, то Господь обязательно воззовет к этим добрым качествам.
В свое время Христос увидел в гонителе Савле горячего и неудержимого апостола Павла, в мировой истории можно найти множество подобных примеров, когда лютые грешники становились святыми. Необязательно посредством чуда, как это было в случае с Павлом. Довольно часто обращение происходило благодаря жизненному примеру находившихся рядом христиан, которые проявляли любовь и терпение даже к иноверцам и явным грешникам, что становилось основной причиной коренного перелома в их жизни и обращения к Богу.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер