Греческий город Коринф в первом веке по Рождестве Христовом представлял собой крайне интересное явление. С одной стороны, Коринф имел в Средиземноморском регионе недобрую славу места, где процветали разнообразные пороки. Во-первых, Коринф был портовым городом со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Во-вторых, в Коринфе имелся развитый культ языческой богини любви - Афродиты. С другой стороны, именно в Коринфе уже в середине первого века по Рождестве Христовом появилась крупная христианская община, которая впоследствии преобразила город. Последователи Спасителя из разгульного Коринфа сделали город, славившийся христианским благочестием своих жителей. Так, например, в качестве местных святых Церковью были прославлены мученики Леонид и Галина, убитые язычниками за свою верность Христу. Ключевое изменение в истории Коринфа произошло в 52 году, когда сюда прибыл апостол Павел. Прибытие в Коринф для Павла было незапланированным. Изначально он рассчитывал проповедовать в Афинах, но был вынужден покинуть этот город. Успех деятельности в Коринфе казался Павлу еще менее вероятным, чем в Афинах. Апостолу была известна недобрая репутация города. Найти здесь возможных слушателей христианской проповеди казалось ему чем-то почти невозможным. Однако во сне Павел получил откровение от Бога, Который прямо повелел апостолу остаться в Коринфе и пообещал ему, что многие жители этого города поверят во Христа. Так в итоге и произошло. Проповедь апостола в Коринфе была очень успешной. В городе образовалась большая христианская община, о судьбе которой Павел впоследствии очень заботился. Христианам Коринфа апостол Павел направил два послания. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 2.6 мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 2.7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 2.8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 2.9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Апостол Павел прибыл в Коринф разочарованный тем, как его приняли в Афинах. Павел полагал, что интеллектуально развитые афиняне смогут довольно легко осознать превосходство христианства над прочими религиями. Свою проповедь в Афинах Павел пытался построить в соответствии с принципами античного ораторского искусства. Однако члены Ареопага, высшего суда Афин, повели себя с Павлом высокомерно и отвергли его слова. Прибыв в Коринф, апостол решил проповедовать иначе, чем в Афинах. Здесь он сразу начал говорить людям о Христе, Который был предан и отправлен на крестную казнь. Для жителей Римской империи смерть через распятие считалась не только мучительной, но и позорной. Распятию на кресте, например, подверглись участники восстания Спартака. К удивлению Павла коринфяне не проявили скепсиса, увиденного им в Афинах. Наоборот, они прониклись благоговением по отношению к подвигу Христа, восприняли его смерть на кресте, как великую жертву ради спасения людей. Подвиг Спасителя апостол Павел называет «мудростью», которую Бог дает понять только тем, кто любит Его. К примеру, истинное значение миссии Христа не суждено было осознать Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи времен Спасителя. Пилат видел Христа, беседовал с Ним лицом к лицу, но так и не поверил в Него. Коринфяне, многие из которых вели разгульный образ жизни, к удивлению Павла, приняли Христа и в корне изменили свою жизнь. Между Пилатом и христианами Коринфа имелась существенная разница. Правитель Иудеи жил в гордости, убежденный в своей правоте. Коринфяне осознали греховность своей жизни, покаялись перед Богом и взамен получили радость веры в Иисуса Христа. Которая, в свою очередь, предваряет еще большую радость - «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», - резюмирует апостол Павел в своем послании к коринфянам.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема