Греческий город Коринф в первом веке по Рождестве Христовом представлял собой крайне интересное явление. С одной стороны, Коринф имел в Средиземноморском регионе недобрую славу места, где процветали разнообразные пороки. Во-первых, Коринф был портовым городом со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Во-вторых, в Коринфе имелся развитый культ языческой богини любви - Афродиты. С другой стороны, именно в Коринфе уже в середине первого века по Рождестве Христовом появилась крупная христианская община, которая впоследствии преобразила город. Последователи Спасителя из разгульного Коринфа сделали город, славившийся христианским благочестием своих жителей. Так, например, в качестве местных святых Церковью были прославлены мученики Леонид и Галина, убитые язычниками за свою верность Христу. Ключевое изменение в истории Коринфа произошло в 52 году, когда сюда прибыл апостол Павел. Прибытие в Коринф для Павла было незапланированным. Изначально он рассчитывал проповедовать в Афинах, но был вынужден покинуть этот город. Успех деятельности в Коринфе казался Павлу еще менее вероятным, чем в Афинах. Апостолу была известна недобрая репутация города. Найти здесь возможных слушателей христианской проповеди казалось ему чем-то почти невозможным. Однако во сне Павел получил откровение от Бога, Который прямо повелел апостолу остаться в Коринфе и пообещал ему, что многие жители этого города поверят во Христа. Так в итоге и произошло. Проповедь апостола в Коринфе была очень успешной. В городе образовалась большая христианская община, о судьбе которой Павел впоследствии очень заботился. Христианам Коринфа апостол Павел направил два послания. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 2.6 мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 2.7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 2.8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 2.9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Апостол Павел прибыл в Коринф разочарованный тем, как его приняли в Афинах. Павел полагал, что интеллектуально развитые афиняне смогут довольно легко осознать превосходство христианства над прочими религиями. Свою проповедь в Афинах Павел пытался построить в соответствии с принципами античного ораторского искусства. Однако члены Ареопага, высшего суда Афин, повели себя с Павлом высокомерно и отвергли его слова. Прибыв в Коринф, апостол решил проповедовать иначе, чем в Афинах. Здесь он сразу начал говорить людям о Христе, Который был предан и отправлен на крестную казнь. Для жителей Римской империи смерть через распятие считалась не только мучительной, но и позорной. Распятию на кресте, например, подверглись участники восстания Спартака. К удивлению Павла коринфяне не проявили скепсиса, увиденного им в Афинах. Наоборот, они прониклись благоговением по отношению к подвигу Христа, восприняли его смерть на кресте, как великую жертву ради спасения людей. Подвиг Спасителя апостол Павел называет «мудростью», которую Бог дает понять только тем, кто любит Его. К примеру, истинное значение миссии Христа не суждено было осознать Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи времен Спасителя. Пилат видел Христа, беседовал с Ним лицом к лицу, но так и не поверил в Него. Коринфяне, многие из которых вели разгульный образ жизни, к удивлению Павла, приняли Христа и в корне изменили свою жизнь. Между Пилатом и христианами Коринфа имелась существенная разница. Правитель Иудеи жил в гордости, убежденный в своей правоте. Коринфяне осознали греховность своей жизни, покаялись перед Богом и взамен получили радость веры в Иисуса Христа. Которая, в свою очередь, предваряет еще большую радость - «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», - резюмирует апостол Павел в своем послании к коринфянам.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер