Зайдя в Благовещенский собор Московского Кремля, вы сможете увидеть интересное настенное изображение так называемых «христиан до Христа». Начиная с четвертого века данное именование закрепилось за выдающимися представителями античной философии: Платоном, Сократом, Аристотелем, Вергилием и иными. Называя мудрецов древности «христианами до Христа», Церковь подчеркивает, что им Бог, пусть не полностью, но открыл тайны мироздания и устройства человека. Многие достижения античных философов в области логики, этики, методологии христианство сделало своим. Впрочем, отношения между Церковью и древнегреческой культурой не стоит идеализировать. Некоторые элементы эллинской философии христианство полностью отвергло. Например, Церковь решительно не приняла Платоновское учение о теле как гробнице души. Платон и его последователи учили, что якобы жизненной задачей человека является освободить тонкую, бессмертную душу от оков грубого и тленного тела посредством борьбы с желаниями. В этом и состояла причина того, почему интеллектуальная элита Греции вплоть до пятого века, когда Платоновская академия была закрыта, активно сопротивлялась распространению христианства. Адепты античной философии считали невозможным поверить в Сына Божия, принявшего человеческую плоть и воскресшего из мертвых опять же во плоти. В библейской книге Деяний имеется описание того, как апостол Павел не нашел понимания в афинском Ареопаге, верховном судилище и совете Греции. Стоило апостолу только заикнуться о вере христиан в воскресение из мертвых, как члены Ареопага его прервали и сказали: «Послушаем тебя в следующий раз!» Свойственное Эллинам презрение к телу вскоре проникло и в Церковь. С сомнением в воскресение всех людей в конце времен апостол Павел вскоре столкнулся в христианской общине города Коринф. Некоторые из местных христиан стали говорить о невозможности воскресения. Апостол Павел посчитал своим долгом развеять данные сомнения и посвятил теме воскресения часть своего первого послания к христианам Коринфа.
Братья, 15.39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. 15.40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. 15.41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 15.42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 15.43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 15.44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 15.45 Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Сначала апостол Павел обращает внимание читателя на то, что созданные Богом существа не одинаковы. Одно тело свойственно птицам, иное - рыбам, значительно сложнее устроены животные. Вершиной творения Божия является человек. Когда Господь сотворил первого человека, Адама, его естество было совершеннее нашего сегодняшнего. Плоть первых людей до грехопадения не была подвержена болезням и страданиям. После грехопадения Адама естество человека огрубело. Грех исказил человеческую природу, привнеся в нее боль, страдания и тление. Если до грехопадения Адам властвовал над своим телом, то после него – тело стало диктовать ему свою волю. Христос, придя на землю, дал людям возможность преобразить свое естество, вернуть ему первозданное совершенство, в том числе избавить плоть от последствий греха Адама. Нынешнее состояние человека и то, которое возможно достичь во Христе, Павел сравнивает с землей и небом. Через крещение и благочестивую жизнь христианин способен обрести радость в Боге. «Обменять тление на нетление», - как говорит апостол. Павел при этом имеет в виду не только жизнь будущего века (состояние после воскресения), но и теперешнее существование человека. При помощи Спасителя, которого апостол именует «новым Адамом», «духом животворящим», человек преодолеет все немощи и изъяны своего естества, достигает гармонии, внутреннего покоя и духовного совершенства.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема