Зайдя в Благовещенский собор Московского Кремля, вы сможете увидеть интересное настенное изображение так называемых «христиан до Христа». Начиная с четвертого века данное именование закрепилось за выдающимися представителями античной философии: Платоном, Сократом, Аристотелем, Вергилием и иными. Называя мудрецов древности «христианами до Христа», Церковь подчеркивает, что им Бог, пусть не полностью, но открыл тайны мироздания и устройства человека. Многие достижения античных философов в области логики, этики, методологии христианство сделало своим. Впрочем, отношения между Церковью и древнегреческой культурой не стоит идеализировать. Некоторые элементы эллинской философии христианство полностью отвергло. Например, Церковь решительно не приняла Платоновское учение о теле как гробнице души. Платон и его последователи учили, что якобы жизненной задачей человека является освободить тонкую, бессмертную душу от оков грубого и тленного тела посредством борьбы с желаниями. В этом и состояла причина того, почему интеллектуальная элита Греции вплоть до пятого века, когда Платоновская академия была закрыта, активно сопротивлялась распространению христианства. Адепты античной философии считали невозможным поверить в Сына Божия, принявшего человеческую плоть и воскресшего из мертвых опять же во плоти. В библейской книге Деяний имеется описание того, как апостол Павел не нашел понимания в афинском Ареопаге, верховном судилище и совете Греции. Стоило апостолу только заикнуться о вере христиан в воскресение из мертвых, как члены Ареопага его прервали и сказали: «Послушаем тебя в следующий раз!» Свойственное Эллинам презрение к телу вскоре проникло и в Церковь. С сомнением в воскресение всех людей в конце времен апостол Павел вскоре столкнулся в христианской общине города Коринф. Некоторые из местных христиан стали говорить о невозможности воскресения. Апостол Павел посчитал своим долгом развеять данные сомнения и посвятил теме воскресения часть своего первого послания к христианам Коринфа.
Братья, 15.39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. 15.40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. 15.41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 15.42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 15.43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 15.44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 15.45 Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Сначала апостол Павел обращает внимание читателя на то, что созданные Богом существа не одинаковы. Одно тело свойственно птицам, иное - рыбам, значительно сложнее устроены животные. Вершиной творения Божия является человек. Когда Господь сотворил первого человека, Адама, его естество было совершеннее нашего сегодняшнего. Плоть первых людей до грехопадения не была подвержена болезням и страданиям. После грехопадения Адама естество человека огрубело. Грех исказил человеческую природу, привнеся в нее боль, страдания и тление. Если до грехопадения Адам властвовал над своим телом, то после него – тело стало диктовать ему свою волю. Христос, придя на землю, дал людям возможность преобразить свое естество, вернуть ему первозданное совершенство, в том числе избавить плоть от последствий греха Адама. Нынешнее состояние человека и то, которое возможно достичь во Христе, Павел сравнивает с землей и небом. Через крещение и благочестивую жизнь христианин способен обрести радость в Боге. «Обменять тление на нетление», - как говорит апостол. Павел при этом имеет в виду не только жизнь будущего века (состояние после воскресения), но и теперешнее существование человека. При помощи Спасителя, которого апостол именует «новым Адамом», «духом животворящим», человек преодолеет все немощи и изъяны своего естества, достигает гармонии, внутреннего покоя и духовного совершенства.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди












