
Апостол Павел
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок начинается со знаменитого гимна любви. Он настолько полон и совершенен, что имеет смысл постараться выучить его наизусть, ведь любовь, как мы знаем, можно трактовать очень по-разному и далеко не все трактовки будут означать любовь в том смысле, который в нее вкладывает христианство. Апостол Павел дает полное определение любви и, по большому счету, все, что не укладывается в его определение, любовью не является. Поэтому знание этого отрывка может помочь проводить самодиагностику на предмет присутствия в душе высшей, по мысли апостола Павла, добродетели и на предмет исполнения главной, по мысли Христа, заповеди.
Апостол Павел призывает «достигать любви» и ревновать «о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». Слово «ревновать» может быть неправильно понятно нашими современниками и потому нуждается в небольшом комментарии. Здесь оно означает стремление к дарам духовным в большей степени, чем к чему бы то ни было иному. Но любопытно в призыве апостола вот что: он призывает особенно стремиться к пророческому дару. Конечно же, под пророчествованием апостол понимает не умение видеть и предсказывать будущее. Пророческий дар — это способность понимать волю Божию, которая, как в этом же отрывке пишет апостол, нам видна «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».
Павел сопоставляет дар пророчества с другими духовными дарами, которые были явлены в Древней Церкви. Среди них был дар понимания и способности говорить на чужих языках. Дар, несомненно, удивительный и полезный, он способен произвести глубокое впечатление на окружающих, как, впрочем, и сегодня человек, прекрасно изучивший какой-либо экзотический иностранный язык, может произвести фурор самим фактом знания этого языка. Но тот, кто, как выразился апостол, говорит на незнакомом языке «назидает себя», «а кто пророчествует, тот назидает церковь». За этой фразой, судя по всему, кроется бессмысленное бахвальство тех, кто получил дар говорения на иностранных языках. Такой человек может поразить тех, кто не обладает таким даром, но при этом понимать его смогут лишь те, кто является либо носителем этого языка, либо обладающий тем же даром. А пророчество как возвещение воли Божией и как толкование Священного Писания способно принести пользу очень многим людям вне зависимости от их подготовки или же присутствия в них тех или иных духовных даров.
Псалом 125. Богослужебные чтения

Существуют ли какие-то методы борьбы с унынием? Что об этом говорит Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 125-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом, который только что прозвучал, это молитва евреев, которые возвращаются домой, в Палестину, из Вавилонского плена. После долгих 70 лет томительных ожиданий, наконец-то, в их жизни произошли кардинальные перемены. Люди наполнены радостью. В их сердцах восторг и воодушевление. А потому и говорит псалмопевец «мы бы́ли как бы ви́дящие во сне». То есть мы не ощущали себя от радости и не осознавали до конца, что происходит. Всё это во сне или наяву? Ощущение внезапно навалившегося счастья окрыляет и побуждает душу петь: «уста́ на́ши бы́ли полны́ весе́лья, и язы́к наш — пе́ния», — говорит псалмопевец. Из Вавилона евреи вернулись не все сразу. Было несколько волн репатриации. А потому в псалме мы видим не только благодарность Богу. Его вторая часть — это просьба. Молитва за братьев, которые всё ещё томятся на чужбине. Евреи просят, чтобы Господь поскорее вернул их домой. Они полны надежды, что это обязательно произойдёт.
Итак, в первой части — воспоминания о радостном событии прошлого. Во второй — предчувствие не менее радостного события в будущем. Исследователи отмечают, что такое соединение прошлого и будущего находится в основе многих псалмов. Как говорится в одном из них: «Ты, Господи, был с нами в прошлом, посему не оставь нас и в будущем». И эта просьба псалмопевца указывает нам на одну важную духовную закономерность. Наши воспоминания о том, как Бог действовал в нашей жизни в прошлом, — это твёрдая опора для веры в то, что и в будущем Он нас не оставит.
А потому, когда нас начинают одолевать уныние и печаль, один из самых эффективных способов борьбы с ними — вернуться в своей памяти в светлые моменты своей жизни. Припомнить и рассмотреть те ситуации, когда Господь избавил нас от явного зла. И соединить эти воспоминания с благодарственной молитвой. Сказать Богу спасибо, что вытащил, что уберёг. Некоторые для ещё большей эффективности берут ручку, бумагу и начинают прописывать эти благодарности.
Такое нехитрое упражнение даёт очень простое понимание: «Господь вытащил меня из болота не для того, чтобы я утонул в ванной». Тот непростой период, который мы сейчас проходим, — просто очередной этап спасительного плана нашего Творца. Нам нужно просто набраться терпения и делать свою работу. Стараться следовать Божьей воле и исполнять заповеди Евангелия по отношению к тем, кто нас окружает. Такой подход к жизни наполнит наше сердце благодатью. Мы научимся радоваться простым, обыденным вещам. В нас укоренится уверенность, что лучшее не где-то впереди. Оно уже с нами, прямо здесь и сейчас.
Псалом 125. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 125. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 125. На струнах Псалтири
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!"
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема