
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная со второй половины этого отрывка, то есть с двенадцатой главы Первого послания к Коринфянам, апостол Павел пишет о духовных дарах, о дарах Духа Святого. Этой теме посвящены три главы его послания. Сейчас мы услышали начало этого, самого, пожалуй, пространного размышления о дарах Духа среди тех, что находятся в Священном Писании.
Апостол начинает с главного: дары Духа не могут не соотноситься со Христом. Нельзя их обрести и при этом не веровать в Иисуса как Христа и Сына Божия. Если же такой веры нет, то имеющее форму дара, вовсе таковым не является, это, в таком случае, некий подлог.
Продолжает свою мысль апостол вполне, как кажется, очевидной истиной: несмотря на различие даров, они все имеют один и тот же Источник — Дух Святой. Истина эта очевидна любому грамотному христианину, то тем не менее она нуждается в постоянном повторении. Причина проста: обычная человеческая зависть, которая, к сожалению, в той или иной мере живет в каждом из нас и постоянно ищет возможность проявить себя вовне. Так было и в Коринфе. Люди завидовали дарам друг друга, а это не могло не сказываться на христианском единстве, ведь всем известно, что зависть и стоящая за ней гордыня — основные источники межличностного напряжения и конфликтов. Довольно примечательно, что Бог вынужден был пытаться ограничить эти малоприятные проявления человеческой натуры еще в Ветхом Завете, Он сказал: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Но, как мы знаем, заповеди нарушались и, судя по всему, будут нарушаться всегда.
В Синайском законодательстве Бог ничего не объясняет, Он просто говорит о том, что можно и что нельзя делать. Но через апостола Павла Бог дает разъяснение выше приведенной заповеди: источник всего Бог, Он Сам по одному Ему ведомым причинам решает кому, что и в какой мере давать, поэтому пожелание чужого равно хуле на Бога, равно неверию в Его промысл, в Его благость. Конечно, при определенных обстоятельствах пожелание чего-то большего может стать отличной мотивацией для активного развития человека. Но здесь не может не возникнуть вопрос о дальнейшем. Если цель была лишь в том, чтобы кому-то что-то доказать, то достижение желаемого неизбежно приведет в тупик, оно не даст ни радости, ни счастья. Поэтому мотив исканий, особенно же тех или иных духовных даров, может быть только один — стремление с их помощью послужить другим, ведь все, что мы получаем от Бога, дается ради возможности исполнить главную Христову заповедь — заповедь о любви.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов