1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная со второй половины этого отрывка, то есть с двенадцатой главы Первого послания к Коринфянам, апостол Павел пишет о духовных дарах, о дарах Духа Святого. Этой теме посвящены три главы его послания. Сейчас мы услышали начало этого, самого, пожалуй, пространного размышления о дарах Духа среди тех, что находятся в Священном Писании.
Апостол начинает с главного: дары Духа не могут не соотноситься со Христом. Нельзя их обрести и при этом не веровать в Иисуса как Христа и Сына Божия. Если же такой веры нет, то имеющее форму дара, вовсе таковым не является, это, в таком случае, некий подлог.
Продолжает свою мысль апостол вполне, как кажется, очевидной истиной: несмотря на различие даров, они все имеют один и тот же Источник — Дух Святой. Истина эта очевидна любому грамотному христианину, то тем не менее она нуждается в постоянном повторении. Причина проста: обычная человеческая зависть, которая, к сожалению, в той или иной мере живет в каждом из нас и постоянно ищет возможность проявить себя вовне. Так было и в Коринфе. Люди завидовали дарам друг друга, а это не могло не сказываться на христианском единстве, ведь всем известно, что зависть и стоящая за ней гордыня — основные источники межличностного напряжения и конфликтов. Довольно примечательно, что Бог вынужден был пытаться ограничить эти малоприятные проявления человеческой натуры еще в Ветхом Завете, Он сказал: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Но, как мы знаем, заповеди нарушались и, судя по всему, будут нарушаться всегда.
В Синайском законодательстве Бог ничего не объясняет, Он просто говорит о том, что можно и что нельзя делать. Но через апостола Павла Бог дает разъяснение выше приведенной заповеди: источник всего Бог, Он Сам по одному Ему ведомым причинам решает кому, что и в какой мере давать, поэтому пожелание чужого равно хуле на Бога, равно неверию в Его промысл, в Его благость. Конечно, при определенных обстоятельствах пожелание чего-то большего может стать отличной мотивацией для активного развития человека. Но здесь не может не возникнуть вопрос о дальнейшем. Если цель была лишь в том, чтобы кому-то что-то доказать, то достижение желаемого неизбежно приведет в тупик, оно не даст ни радости, ни счастья. Поэтому мотив исканий, особенно же тех или иных духовных даров, может быть только один — стремление с их помощью послужить другим, ведь все, что мы получаем от Бога, дается ради возможности исполнить главную Христову заповедь — заповедь о любви.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.