
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, поиск чудес и мудрости — удел не только древних иудеев и эллинов. Человечество в целом легко разделить на две группы: одной нужны чудеса, другой мудрость, разум, знание. Христова Смерть на Кресте представляет собой невероятную проблему как для первой группы, так и для второй. Об этом и пишет в Коринф апостол Павел. Для того, чтобы понять и принять случившееся в Иудее при Понтии Пилате надо сделать невероятное усилие и победить в самих себе стремление как к чудесам, так и к победе интеллекта. Чуда на Голгофе не произошло — повешенный на Кресте Христос умер. Человеческий разум не в силах понять смысла этой Смерти. Все, что можно сказать по этому поводу — лишь блеклая тень того, что произошло. А произошла победа Бога. Как ее можно описать? В том то и проблема, что никак. Все описания будут слишком приземленными, слишком человеческими, эту победу можно лишь принять как есть, в ней Божия сила и Божия премудрость, которые неподвластны сотворенным существам, то есть нам.
Сегодня мы совершаем празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, которое не имеет прямого обоснования в Евангельской истории, это событие — Воздвижение — произошло значительно позже, в первой половине четвертого века по Рождестве Христовом, и связано оно с именем матери императора Константина Великого равноапостольной императрицей Елены. Мы же вспоминаем это событие с опорой на слова апостола Павла о Кресте Христовом, который «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Так было, так есть и так будет. Действительно, мы спасены от порабощения греху через Крест, через Животворящую Смерть на нем нашего Спасителя и Бога. Но слова об этом и обращение к Древу Жизни, которое было орудием смерти Воплощенного Бога, всегда будут восприниматься со вне как совершенное безумие. Человеческий разум не в силах это постичь, он будет бесконечно множить вопросы, на которые не существует убедительных и всеми принимаемых ответов. С одной стороны, дать такие ответы невозможно, потому как в разговоре о Кресте мы неизбежно уходим за пределы того, что способен постичь человек, а ограниченность человеческого разума слишком очевидна, на ней нет смысла останавливаться; с другой же стороны, существование убедительных ответов лишило бы свободы, а поклонение Распятому Христу Спасителю возможно лишь не по принуждению, это должен быть акт свободной воли и доверия Богу. Поэтому самый лучший разговор о Кресте Христовом и самый надежный путь обретения веры — это смиренное молчание у подножия Честного и Животворящего Креста Господня. Только через это молитвенное молчание и можно что-то понять о Кресте и о пути нашего спасения.
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов