1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечно, поиск чудес и мудрости — удел не только древних иудеев и эллинов. Человечество в целом легко разделить на две группы: одной нужны чудеса, другой мудрость, разум, знание. Христова Смерть на Кресте представляет собой невероятную проблему как для первой группы, так и для второй. Об этом и пишет в Коринф апостол Павел. Для того, чтобы понять и принять случившееся в Иудее при Понтии Пилате надо сделать невероятное усилие и победить в самих себе стремление как к чудесам, так и к победе интеллекта. Чуда на Голгофе не произошло — повешенный на Кресте Христос умер. Человеческий разум не в силах понять смысла этой Смерти. Все, что можно сказать по этому поводу — лишь блеклая тень того, что произошло. А произошла победа Бога. Как ее можно описать? В том то и проблема, что никак. Все описания будут слишком приземленными, слишком человеческими, эту победу можно лишь принять как есть, в ней Божия сила и Божия премудрость, которые неподвластны сотворенным существам, то есть нам.
Сегодня мы совершаем празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, которое не имеет прямого обоснования в Евангельской истории, это событие — Воздвижение — произошло значительно позже, в первой половине четвертого века по Рождестве Христовом, и связано оно с именем матери императора Константина Великого равноапостольной императрицей Елены. Мы же вспоминаем это событие с опорой на слова апостола Павла о Кресте Христовом, который «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». Так было, так есть и так будет. Действительно, мы спасены от порабощения греху через Крест, через Животворящую Смерть на нем нашего Спасителя и Бога. Но слова об этом и обращение к Древу Жизни, которое было орудием смерти Воплощенного Бога, всегда будут восприниматься со вне как совершенное безумие. Человеческий разум не в силах это постичь, он будет бесконечно множить вопросы, на которые не существует убедительных и всеми принимаемых ответов. С одной стороны, дать такие ответы невозможно, потому как в разговоре о Кресте мы неизбежно уходим за пределы того, что способен постичь человек, а ограниченность человеческого разума слишком очевидна, на ней нет смысла останавливаться; с другой же стороны, существование убедительных ответов лишило бы свободы, а поклонение Распятому Христу Спасителю возможно лишь не по принуждению, это должен быть акт свободной воли и доверия Богу. Поэтому самый лучший разговор о Кресте Христовом и самый надежный путь обретения веры — это смиренное молчание у подножия Честного и Животворящего Креста Господня. Только через это молитвенное молчание и можно что-то понять о Кресте и о пути нашего спасения.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!