Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

1 Кор., 163 зач., XV, 47-57.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Часто можно услышать фразу «он тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо». К сожалению, зачастую она говорится о слабостях, как будто слабости — это то, что отличает человека от остальных живых существ. Но правильно ли это? В отрывке из 15 главы 1 послания к Коринфянам апостола Павла, которое звучит сегодня в храмах за богослужением, апостол отвечает на этот вопрос. Давайте его послушаем.

Глава 15.

47 Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.

48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.

49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?

56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.

57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел показывает нам два образа человека — земной и небесный. Он, как наследник библейской традиции, прекрасно знает, что человек — часть и глава животного мира. Он сотворён последним и наделён образом Божиим, но в то же время обладает материальным телом, которое связывает его со всем живым.

Что характеризует все земное? Подчинённость законам мироздания. В неживой материи речь идёт о законах физики, в живой — об инстинктах. Если человек просто часть животного мира — он должен жить по инстинктам. Что он, впрочем, нередко и делает. Именно поэтому, когда мы говорим, что ничто человеческое нам не чуждо, мы обычно имеем в виду свои слабости: кто-то зависть, кто-то жестокость, кто-то агрессивность. Мы так и говорим — это наше земное естество. Почему апостол Павел и говорит, что первый человек — перстный, то есть земной. Нам может не нравиться наше падшее состояние, мы можем тяготиться им, но человек без Бога не имеет сил это в себе исправить, выстроив верную внутреннюю иерархию. Радость Евангелия как вести о Божией любви в том и заключается, что Бог становится человеком, но не тем, который рабствует земному, а тем, кто свободен от греха. И дальше у каждого человека есть возможность решить, каков он: перстный, земной или небесный. Если мы выбираем быть перстью и прахом, то и будем перстными. Если же выбираем Христа и соединяемся с Ним, обретаем Его свободу и через Него усыновляемся небесному Отцу.

Человек может сделать выбор в пользу земного. Однако земное может иметь успех только в этой временной жизни. Плоть и кровь, то есть тленное состояние человека и дела, которые ему соответствуют, Царства Божиего не наследуют.

Но тот же человек может выбрать небо и жить по Его законам. Правда, это не значит, что он изменится сразу. Выбирая сторону Божию, мы в первую очередь выбираем путь или вектор, который будет определять нашу жизнь. До конца измениться и отвергнуть тленное мы не сможем, но в том-то и дело, что эти изменения произойдут силой Божией. В большинстве людей в результате воскресения мёртвых, а в тех, кто будет жить во время второго пришествия, в результате преображения.

Некоторые верующие люди в борьбе с земными нуждами ведут себя так, как будто бы хотят победить в себе всё сами, и эта самонадеянность приводит их к унынию и печали. Они приходят к выводу, что ничего не могут в себе победить и их усилия лишены смысла. Но говоря о том, что тленное должно будет облечься в нетленное, апостол никак не говорит, что мы должны сделать это сами. Смерть и смертное в нас побеждается силой Божией, а не нами. Поэтому прилагая собственные усилия к борьбе с грехом, будем благодарить Бога, даровавшего нам победу Господом Иисусом Христом!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем