
1 Кор., 163 зач., XV, 47-57.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Часто можно услышать фразу «он тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо». К сожалению, зачастую она говорится о слабостях, как будто слабости — это то, что отличает человека от остальных живых существ. Но правильно ли это? В отрывке из 15 главы 1 послания к Коринфянам апостола Павла, которое звучит сегодня в храмах за богослужением, апостол отвечает на этот вопрос. Давайте его послушаем.
Глава 15.
47 Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Павел показывает нам два образа человека — земной и небесный. Он, как наследник библейской традиции, прекрасно знает, что человек — часть и глава животного мира. Он сотворён последним и наделён образом Божиим, но в то же время обладает материальным телом, которое связывает его со всем живым.
Что характеризует все земное? Подчинённость законам мироздания. В неживой материи речь идёт о законах физики, в живой — об инстинктах. Если человек просто часть животного мира — он должен жить по инстинктам. Что он, впрочем, нередко и делает. Именно поэтому, когда мы говорим, что ничто человеческое нам не чуждо, мы обычно имеем в виду свои слабости: кто-то зависть, кто-то жестокость, кто-то агрессивность. Мы так и говорим — это наше земное естество. Почему апостол Павел и говорит, что первый человек — перстный, то есть земной. Нам может не нравиться наше падшее состояние, мы можем тяготиться им, но человек без Бога не имеет сил это в себе исправить, выстроив верную внутреннюю иерархию. Радость Евангелия как вести о Божией любви в том и заключается, что Бог становится человеком, но не тем, который рабствует земному, а тем, кто свободен от греха. И дальше у каждого человека есть возможность решить, каков он: перстный, земной или небесный. Если мы выбираем быть перстью и прахом, то и будем перстными. Если же выбираем Христа и соединяемся с Ним, обретаем Его свободу и через Него усыновляемся небесному Отцу.
Человек может сделать выбор в пользу земного. Однако земное может иметь успех только в этой временной жизни. Плоть и кровь, то есть тленное состояние человека и дела, которые ему соответствуют, Царства Божиего не наследуют.
Но тот же человек может выбрать небо и жить по Его законам. Правда, это не значит, что он изменится сразу. Выбирая сторону Божию, мы в первую очередь выбираем путь или вектор, который будет определять нашу жизнь. До конца измениться и отвергнуть тленное мы не сможем, но в том-то и дело, что эти изменения произойдут силой Божией. В большинстве людей в результате воскресения мёртвых, а в тех, кто будет жить во время второго пришествия, в результате преображения.
Некоторые верующие люди в борьбе с земными нуждами ведут себя так, как будто бы хотят победить в себе всё сами, и эта самонадеянность приводит их к унынию и печали. Они приходят к выводу, что ничего не могут в себе победить и их усилия лишены смысла. Но говоря о том, что тленное должно будет облечься в нетленное, апостол никак не говорит, что мы должны сделать это сами. Смерть и смертное в нас побеждается силой Божией, а не нами. Поэтому прилагая собственные усилия к борьбе с грехом, будем благодарить Бога, даровавшего нам победу Господом Иисусом Христом!
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема