
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 164 зач., XV, 58 — XVI, 3.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок — заключительный фрагмент Первого послания апостола Павла к христианам города Коринф. Здесь содержатся самые что ни на есть практичные советы по самым будничным темам, связанным с повседневной жизнью общины.
В частности, апостол даёт конкретные инструкции по сбору средств для бедных в Иерусалиме. Подобная практика благотворительности существовала не только среди христиан. Она была распространена как среди язычников, так и среди иудеев. Как в греко-римском мире, так и в еврейском люди заботились о своих единоплеменниках, которые оказались в затруднительном материальном положении. А потому возникали общества, члены которого собирали деньги для того, чтобы передать их нуждающимся. Апостол Павел хотел, чтобы и христианская церковь проявляла подобную щедрость и поддерживала своих собратьев по всему миру. Такие действия демонстрировали на практике единство Церкви, участники который были в ответе друг за друга вне зависимости к какому приходу они относились, а также это способствовало распространению христианского учения. Являлось наглядным примером исполнения заповеди Христа о силе жертвенной любви.
Примечательно то, что этот отрывок с инструкциями чисто практического характера следует сразу же за эпизодом, в котором Павел рассуждает об очень высоких богословских материях. Только что он говорил о жизни будущего века и вдруг, внезапно переходит к проблемам управления Церковью, причём уделяет внимание самым мелким техническим подробностям. Это яркое свидетельство того, что ему был чужд дух мечтательности. Он был не только мыслителем, который чувствует себя комфортно в мире идей, но и практиком, который твёрдо стоял на земле.
Замечательное качество, на которое мы должны обратить внимание. Христианство предлагает нам не только верный образ мысли о Боге, мире и человеке. Это не просто свод вероучительных истин. Это ещё и набор конкретных действий, касающихся взаимоотношений с людьми в нашей повседневной жизни, и принципов, направленных на организацию нашего быта. И чем тщательней мы стремимся эти действия исполнять, чем последовательней следуем этим принципам, тем глубже нам открываются истины веры, которые, несмотря на то что порой выражены непростым богословским языком, перестают быть отвлечёнными абстракциями. Они оживают в нашем сердце и начинают указывать, как ещё более эффективно в духе братской любви мы можем на ежедневной основе строить свои отношения с Богом и людьми.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема