
1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26-29.
Глава 1.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Между современным обществом и античной цивилизацией сходства больше, чем нам иногда кажется. В первую очередь, это касается жителей больших городов. Как тогда, две тысячи лет назад, так и сегодня многие обитатели мегаполисов внимательно следят за поддержанием своего имиджа в глазах окружающих. Семь раз на дню смотрятся в зеркало, следят за модными тенденциями, регулярно обновляют гардероб.
Если говорить о первом веке по Рождестве Христовом, то одним из центров по-столичному обильной жизни в Римской империи был, конечно же, Коринф, жители которого славились достатком. Значительная часть обитателей города проводила время на рынках, продавая и покупая самые разные товары. Накапливая личный капитал, жители Коринфа пытались компенсировать различие между собой и афинянами. Последние славились своей образованностью. Коринфяне, которых в империи считали торгашами, выставляли напоказ свою роскошь и как бы заявляли — мы, возможно, не столь умны, как жители Афин, но зато значительно богаче.
В 52 году по Рождестве Христовом в Коринфе оказался апостол Павел. Туда он прибыл как раз из Афин, где проповедь его была отвергнута членами Ареопага, верховного судилища города. Павел полагал, что и в Коринфе его миссия будет не слишком удачной. Но всё сложилось иначе. За полтора года, проведённых в Коринфе, апостолу Павлу удалось многих язычников обратить в христианство и собрать из них крепкую общину.
Это не означало, впрочем, что коринфяне-христиане вели безоблачное существование. Почти сразу после отъезда апостола Павла в Коринфской Церкви начались серьёзные нестроения, преодолеть которые удалось только при помощи обширного послания, которое Павел написал, находясь в Эфесе. Отрывок из первого послания к коринфянам как раз читается сегодня утром во время богослужения.
Одной из причин конфликтов в Коринфской Церкви было то, что некоторые коринфяне-христиане заботились о материальном больше, чем о духовном. Эти люди полагали, что должны по-прежнему следить за престижностью своей жизни. Дескать, живущие окрест язычники посмотрят, насколько хорошо и богато живут христиане и тоже покрестятся. Не все коринфские христиане принимали такую позицию. Многих смущало несоответствие такого подхода к жизни евангельским словам Христа о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное.
Апостол Павел, понимая появившуюся проблему, призывает членов Коринфской Церкви честно взглянуть на себя. Апостол прямо заявляет, что коринфяне далеко не самые умные, не самые благородные, не самые влиятельные жители империи. Если бы Бог оценивал их исходя из человеческого представления об успешности, то коринфяне оказались бы в проигрыше. Но вот парадокс — Бог избрал, например, не интеллектуальных и умеренных афинян, а немного ограниченных и разгульных жителей Коринфа.
Господь увидел в коринфянах нечто большее, чем видели окружающие. Внутри жителей Коринфа жила искренняя готовность поверить во Христа. А потому Бог, как говорит апостол, избирает «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее», преображает его Своей благодатью и делает примером для всех. Павел ясно утверждает, что Бог смотрит не на внешние достижения человека, а на его внутренние качества — прежде всего на готовность искренне верить и жить по вере. А потому коринфяне были призваны апостолом беречь те ценные качества, за которые Бог избрал их. Как и современные православные христиане призваны в первую очередь заботиться о своей душе, а не тратить время на пустые начинания.
Если же говорить о богатстве, то Христос осуждает не его, а человеческие страсти, которые могут основываться на деньгах. А могут вырасти и на неправильном отношении к еде, чувствам, саморазвитию. Достаток — с одной стороны, результат труда, а с другой — инструмент для помощи нуждающимся. Коринфяне, вняв призыву апостола Павла, не перестали работать. Они так же упорно трудились, но полученные средства тратили уже не на то, чтобы угнаться за суетной модой или приобрести успешную репутацию, а на помощь тем, кто оказался в нужде и стеснённых обстоятельствах. Так христиане Коринфа нашли себе применение и посвятили свои таланты служению Богу.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема