1 Кор., 150 зач., XI, 31 — XII, 6.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В начале сегодняшнего чтения апостол говорит об одной очень интересной и важной человеческой способности. Несмотря на культуру, в которой мы живем, и то, чем мы занимаемся, каждый из нас способен осознавать себя и оценивать качество и характер своих действий. Естественно, общаясь с людьми, мы видим, что один живет и постоянно рефлексирует, а другой ни о чем не задумывается и ведет себя легкомысленно. Разница бывает огромна и обычно что-то мы можем списать на воспитание, но все же в глубине души понимаем: думать о своих поступках или нет, зависит от нас.
Другое дело, какова мера этого самоанализа? Если один друг советует тебе подумать над своим поведением, а другой буквально требует отпустить и забыть, оставить в прошлом свой поступок и идти дальше. Поневоле задумаешься над тем, какой из путей правильнее? Возможно ли как-то расставить приоритеты? Найти сферы, в которых анализ собственного поведения и объективная его оценка особенно важны?
Сегодняшнее чтение, по крайней мере первая его часть, именно об этом. Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: «Если бы мы судили себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Эта фраза может быть сложной для восприятия на слух, но апостол имеет ввиду довольно простую вещь: если бы люди сами рассуждали о своих поступках, если бы они их правильно оценивали, они исправляли бы свою жизнь и не были бы Богом судимы. Но люди этого не делают и бывают наказываемы, то есть научаемы Богом. При этом само слово наказание, о котором говорит апостол, не должно восприниматься как сведение счетов. Павел прямо говорит, что мы наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными миром. Бог нас любит и, не желая нашей погибели, через наказание отвращает нас от греха.
Но каков же повод? Что же заставило апостола так беспокоиться и говорить о наказании Божием? Почему он говорит: собираясь на вечерю, братия, друг друга ждите, а если очень голодные, ешьте дома, чтобы не собираться вам на осуждение? Понять эти слова можно, обратившись к контексту. Довольно большую часть одиннадцатой главы апостол обсуждает с коринфянами их поведение на общих собраниях, из которых в последствии выросли литургии. Главной проблемой местной общины оказывалось разобщение, так как на общее собрание одни приходили раньше, другие позже; богатые съедали то, что приносили, а бедные ждали, пока те наедятся. Потом они все вместе причащались. Узнав об этом, апостол подчеркивает, что такое Причастие будет им в суд и во осуждение, потому что нельзя одновременно стремиться к единству со Христом и пренебрегать людьми, которые находятся радом с тобой.
В сегодняшнем чтении апостол мог бы призывать нас быть внимательными к себе в самых разных сферах, однако он сделал особенный акцент на наших отношениях с людьми, что, конечно же не случайно. Христос не сказал нам: потому все узнают, что вы Мои ученики, если будете профессионалами своего дела, если будете очень образованы или очень богаты... Все подобные вещи беспокоят очень многих из нас... Но быть его учеником — это иметь любовь. Значит, первое, что на самом деле должно быть в центре нашего внимания, в чем мы должны спрашивать с себя строже всего — это любовь ко всем, кто нас окружает.
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема