1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол призывает Коринфян к единомыслию и единодушию. И мы знаем, что его призыв не был формальностью, потому что у коринфян с этим действительно все было непросто. Но что такое, это единодушие, к которому зовет Павел? И почему он призывает их говорить одно и иметь одни мысли. Учитывая, что все люди разные, не оказывается ли это единодушие каким-то унылым однообразием, при котором все думают и говорят одно и то же...
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как Бог относится к разнообразию? И здесь как раз ответ очевиден: Бог любит его, ведь Он сотворил мир разнообразным. Растения, животные, люди — все мы очень различны и в этом несомненно есть воля Творца. В то же время, при всей нашей разности, нас объединяют физические и биологические законы, по которым мы живем. Растения могут быть очень разнообразны, но ни одно из них не выживет без воды, животные могут быть очень выносливыми, но не способны жить без пищи... Мы разнообразны и в то же время едины, потому что существуем по одним и тем же законам. Если же эти законы нарушаются — существование прекращается. И так было всегда, со времен создания мира. При этом человек, хотя и живет по тем же физическим законам, что и весь мир, оказывается существом особенным, потому что к этому миру не сводится. Он, конечно, тоже не может существовать без воды и пищи, но еще он не может существовать без Бога и без любви. То есть временно может, конечно, но у каждого нашего выбора — свой срок действия. Отказ от воздуха сказывается на нас быстрее, чем отказ от воды, а отказ от воды, быстрее, чем отказ от пищи. Отказавшись от веры в Бога, человек не превращается сразу в кого-то ужасного, но постепенно теряет нравственные ориентиры и духовно деградирует.
Итак, Бог любит и благословляет наше разнообразие в добре: мы выбираем что будем есть, что носить, кем работать и как отдыхать, где жить, на ком жениться или за кого выходить замуж... Во всем этом мы можем быть разными, и Он будет поддерживать нас. Но если мы ради разнообразия крадем еду, надеваем соблазняющую одежду, выбираем преступную работу или вид отдыха, предаем жену и детей... если готовы сделать больно другому — мы выбираем грех и теряем связь с Творцом.
В сегодняшнем чтении апостол приводит пример разнообразия в церковной среде и говорит о людях, которые выбирают себе разных наставников. Само по себе это не выглядит чем-то странным. Как в древности, так и сегодня, мы выбираем разных проповедников и духовников и это нормально. Но это становится ненормальным, если приводит к разделению и превозношению одних над другими... Ведь Христос для того и пришел, жил с нами, умер за нас и воскрес, чтобы при всем нашем разнообразии мы отвергли грех, который нас разделяет, и жили в единстве и любви.
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О грехах зависти и сварливости
В 3-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину».
О грехах зависти и сварливости — священник Алексей Долгов.
Святой апостол Иаков призывает христиан быть чуждыми зависти и сварливости, потому что эти грехи прямо противоположны любви — главному качеству христианина. Зависть апостол называет горькой. Для человека она горька потому, что наполняет сердце беспокойством и тревогой, лишая человека сил. Для окружающих зависть горька потому, что приносит не согласие, а раздоры и споры. Поскольку, как говорит Христос, из сердца исходит все злое, то зависть скрывается именно в сердце, которое у нас может быть не только источником добра, но и зла. Побежденный завистью человек ругает, лжет и очерняет того, кому завидует, а себя превозносит и хвалит. Именно такими завистниками в первые века были самозванные учителя, которые возвышали себя и очерняли апостолов. Истинные веры в их поврежденные страстями сердца не вмещались, поэтому они толковали христианское учение по своему усмотрению. От этого стали рождаться ереси, которые являются ложью на истину.
Апостол Иаков обличает этих самозваных мудрецов, непризванных учителей, раздиравших церковь Божию, вопреки истинным верам, вводивших ложные учения, и показывает, что они руководствовались ложной мудростью, злой ревностью и страстью к спорам. Это не мудрость, нисходящая свыше от Бога, но мудрость душевная, бесовская. Святой апостол Иаков учит, что служить Словом могут по-настоящему мудрые, способные показывать мудрость своей собственной жизни христиане. Это относится и к нам, поскольку и от нас Церковь ждет настоящей мудрости, являемой не только в словах, но прежде всего в наших делах.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема