
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол призывает Коринфян к единомыслию и единодушию. И мы знаем, что его призыв не был формальностью, потому что у коринфян с этим действительно все было непросто. Но что такое, это единодушие, к которому зовет Павел? И почему он призывает их говорить одно и иметь одни мысли. Учитывая, что все люди разные, не оказывается ли это единодушие каким-то унылым однообразием, при котором все думают и говорят одно и то же...
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как Бог относится к разнообразию? И здесь как раз ответ очевиден: Бог любит его, ведь Он сотворил мир разнообразным. Растения, животные, люди — все мы очень различны и в этом несомненно есть воля Творца. В то же время, при всей нашей разности, нас объединяют физические и биологические законы, по которым мы живем. Растения могут быть очень разнообразны, но ни одно из них не выживет без воды, животные могут быть очень выносливыми, но не способны жить без пищи... Мы разнообразны и в то же время едины, потому что существуем по одним и тем же законам. Если же эти законы нарушаются — существование прекращается. И так было всегда, со времен создания мира. При этом человек, хотя и живет по тем же физическим законам, что и весь мир, оказывается существом особенным, потому что к этому миру не сводится. Он, конечно, тоже не может существовать без воды и пищи, но еще он не может существовать без Бога и без любви. То есть временно может, конечно, но у каждого нашего выбора — свой срок действия. Отказ от воздуха сказывается на нас быстрее, чем отказ от воды, а отказ от воды, быстрее, чем отказ от пищи. Отказавшись от веры в Бога, человек не превращается сразу в кого-то ужасного, но постепенно теряет нравственные ориентиры и духовно деградирует.
Итак, Бог любит и благословляет наше разнообразие в добре: мы выбираем что будем есть, что носить, кем работать и как отдыхать, где жить, на ком жениться или за кого выходить замуж... Во всем этом мы можем быть разными, и Он будет поддерживать нас. Но если мы ради разнообразия крадем еду, надеваем соблазняющую одежду, выбираем преступную работу или вид отдыха, предаем жену и детей... если готовы сделать больно другому — мы выбираем грех и теряем связь с Творцом.
В сегодняшнем чтении апостол приводит пример разнообразия в церковной среде и говорит о людях, которые выбирают себе разных наставников. Само по себе это не выглядит чем-то странным. Как в древности, так и сегодня, мы выбираем разных проповедников и духовников и это нормально. Но это становится ненормальным, если приводит к разделению и превозношению одних над другими... Ведь Христос для того и пришел, жил с нами, умер за нас и воскрес, чтобы при всем нашем разнообразии мы отвергли грех, который нас разделяет, и жили в единстве и любви.
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.