
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняютолько вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ветхозаветные священнослужители — священники и левиты — в отличие от всех других израильтян не имели никакого земельного надела. Эти люди с момента установления Богом через пророка Моисея священства были отделены от среды народа, и они должны были заниматься только своим прямым делом — совершением богослужений, а их материальное обеспечение лежало на всех прочих израильтянах. Об этом сказано в библейской книге Чисел: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:20–21). С пришествием Христа и с наступлением эпохи Нового Завета эти постановления, как и само ветхозаветное священство, утратили свою актуальность, но пришло нечто иное, в частности, Христовы слова, которые Он сказал в качестве Своего напутствия апостолам, когда они отправлялись на проповедь Благой вести: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9–10). По сути дела, мы здесь видим продолжение логики Ветхого Завета: тот, кто трудится в деле евангельской проповеди, не должен думать ни о чем ином, он должен быть полностью сосредоточен на своём служении. Проповедь — это его обязанность, а жизнь за счёт христианской общины — его право. Как мы понимаем, от обязанностей, тем более возложенных на человека Богом, отказываться неприемлемо, а вот от некоторых прав отказаться возможно, такой отказ нельзя считать грехом.
Апостол Павел для себя лично принял решение отказаться от апостольского права жить за счёт тех людей, которым он проповедовал Христа Воскресшего. Этим апостол Павел существенно отличается от других апостолов, у нас нет свидетельств, что кто-то другой поступал схожим образом. Но это не единственное отличие Павла от других: ведь он не видел Христа во время земного служения Спасителя, он был призван после Христова Вознесения, и себя самого Павел одновременно ощущал и в полной мере апостолом, и, как он сам написал о себе, «неким извергом» (см. 1 Кор. 15:8). Павел прекрасно осознавал, что он отличается от других апостолов, и, конечно же, он ни на секунду не забывал, что когда-то он был гонителем христиан, что его призвание к апостольству — особое и совершенно уникальное волеизъявление Божие, а потому он чувствовал необходимость делать больше, чем другие, это подразумевало и отказ от некоторых апостольских прав, о чем, собственно, и сообщает Павел в Коринфе.
Логика апостола Павла может быть распространена и на современных нам священнослужителей, но, конечно, отказ от церковного материального обеспечения может быть лишь внутренним решением самого священнослужителя, такой отказ, как и вообще отказ от какого-либо права, не может быть вынужденным, и, если кто-то решит избрать для себя такой путь, то его решение не должно задевать кого-то из собратьев, так, как решение апостола Павла не задевало других апостолов.
«История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев

У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово (эфир 03.09.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля (эфир 04.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Александр Денисов. «Подъём Александровской колонны»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ну, Настенька, славно мы с тобой прогулялись! Хорошо, что зашли в кафе — отдохнём немного, кофе попьём.
— Да, Маргарита Константиновна, мы с вами сегодня почти 15 тысяч шагов сделали! Но это ещё что. Вот мы с родителями недавно в Петербург ездили — так там каждый день гуляли с утра до самого вечера.
— Понимаю! Я и сама люблю бродить по Петербургу пешком. Рассматривать дома, храмы. Давненько там не бывала... А что тебе, Настенька, больше всего понравилось в городе на Неве?
— Ой, Маргарита Константиновна, всё понравилось! И Эрмитаж, и Медный всадник, и Исаакиевский собор. И, конечно, Александровская колонна на Дворцовой площади. Представляете, на экскурсии нам сказали, что она держится только за счёт собственного веса, и никак не закреплена на пьедестале!
— Да, Александровская колонна, или Александровский столп — удивительный монумент. И правда, трудно представить, что гранитный монолит высотой почти 48 метров, да ещё со скульптурой ангела на вершине, стоит сам по себе. Но это действительно так. Недаром подъём колонны в августе 1832 года называли техническим чудом.
— Даже не представляю, как всё это сделали! Тогда ведь даже подъёмных кранов ещё не было...
— Инженеры сконструировали уникальную для того времени подъёмную систему. Она состояла из деревянных лесов, подпорок, платформ и длинного высокого настила, по которому колонну катили к месту установки. В подъёме Александровского столпа одновременно участвовали две с половиной тысячи человек! Длился он ровно сто минут. Кстати, всё это запечатлел художник Александр Гаврилович Денисов. У него есть картина, которая так и называется: «Подъём Александровской колонны».
— Маргарита Константиновна, а давайте прямо сейчас найдём её в интернете! У меня ноутбук с собой.
— Замечательная мысль!
— Так... Александр Денисов... Вот эта картина, да, Маргарита Константиновна?
— Да, Настенька, это она. Ты как раз открыла сайт Государственного Русского музея в Петербурге, где полотно и находится.
— Ничего себе! Деревянный настил просто гигантский! Шире современного шоссе! Не знаю, какая у него высота, но он явно намного выше деревьев, которые изображены на переднем плане. Над местом установки колонны стоят строительные леса. И в них видно сам столп! Он медленно поднимается вверх.
— Александру Денисову удалось запечатлеть всё величие момента. Он создал своё полотно всего за 5 дней — работал, пока воспоминания и впечатления от события были свежими. Картина очень понравилась императору Николаю Первому, которому, кстати, и принадлежала сама идея монумента.
— Как странно, что я об этом живописце никогда не слышала...
— К сожалению, не многие знают Александра Гавриловича Денисова. Вероятно, потому что его художественное наследие невелико. Ведь он скончался, по сути, начинающим живописцем — в 1834 году, когда ему было всего 23. Впрочем, он успел окончить Императорскую Академию художеств с серебряной медалью. Был учеником Венецианова. Известно, что из-под кисти Денисова вышло около десятка картин. Но до нас дошли лишь две его работы. Одна из них — жанровое полотно «Матросы в сапожной мастерской». Ну, а вторая — «Подъём Александровской колонны», — сейчас перед нами.
— Как же здорово, что художник запечатлел для нас это техническое чудо! Когда я в следующий раз приеду в Петербург и увижу Александровскую колонну, то буду представлять себе картину Александра Денисова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром