1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняютолько вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ветхозаветные священнослужители — священники и левиты — в отличие от всех других израильтян не имели никакого земельного надела. Эти люди с момента установления Богом через пророка Моисея священства были отделены от среды народа, и они должны были заниматься только своим прямым делом — совершением богослужений, а их материальное обеспечение лежало на всех прочих израильтянах. Об этом сказано в библейской книге Чисел: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:20–21). С пришествием Христа и с наступлением эпохи Нового Завета эти постановления, как и само ветхозаветное священство, утратили свою актуальность, но пришло нечто иное, в частности, Христовы слова, которые Он сказал в качестве Своего напутствия апостолам, когда они отправлялись на проповедь Благой вести: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9–10). По сути дела, мы здесь видим продолжение логики Ветхого Завета: тот, кто трудится в деле евангельской проповеди, не должен думать ни о чем ином, он должен быть полностью сосредоточен на своём служении. Проповедь — это его обязанность, а жизнь за счёт христианской общины — его право. Как мы понимаем, от обязанностей, тем более возложенных на человека Богом, отказываться неприемлемо, а вот от некоторых прав отказаться возможно, такой отказ нельзя считать грехом.
Апостол Павел для себя лично принял решение отказаться от апостольского права жить за счёт тех людей, которым он проповедовал Христа Воскресшего. Этим апостол Павел существенно отличается от других апостолов, у нас нет свидетельств, что кто-то другой поступал схожим образом. Но это не единственное отличие Павла от других: ведь он не видел Христа во время земного служения Спасителя, он был призван после Христова Вознесения, и себя самого Павел одновременно ощущал и в полной мере апостолом, и, как он сам написал о себе, «неким извергом» (см. 1 Кор. 15:8). Павел прекрасно осознавал, что он отличается от других апостолов, и, конечно же, он ни на секунду не забывал, что когда-то он был гонителем христиан, что его призвание к апостольству — особое и совершенно уникальное волеизъявление Божие, а потому он чувствовал необходимость делать больше, чем другие, это подразумевало и отказ от некоторых апостольских прав, о чем, собственно, и сообщает Павел в Коринфе.
Логика апостола Павла может быть распространена и на современных нам священнослужителей, но, конечно, отказ от церковного материального обеспечения может быть лишь внутренним решением самого священнослужителя, такой отказ, как и вообще отказ от какого-либо права, не может быть вынужденным, и, если кто-то решит избрать для себя такой путь, то его решение не должно задевать кого-то из собратьев, так, как решение апостола Павла не задевало других апостолов.
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема







