
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
Глава 9.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняютолько вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ветхозаветные священнослужители — священники и левиты — в отличие от всех других израильтян не имели никакого земельного надела. Эти люди с момента установления Богом через пророка Моисея священства были отделены от среды народа, и они должны были заниматься только своим прямым делом — совершением богослужений, а их материальное обеспечение лежало на всех прочих израильтянах. Об этом сказано в библейской книге Чисел: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Числ. 18:20–21). С пришествием Христа и с наступлением эпохи Нового Завета эти постановления, как и само ветхозаветное священство, утратили свою актуальность, но пришло нечто иное, в частности, Христовы слова, которые Он сказал в качестве Своего напутствия апостолам, когда они отправлялись на проповедь Благой вести: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9–10). По сути дела, мы здесь видим продолжение логики Ветхого Завета: тот, кто трудится в деле евангельской проповеди, не должен думать ни о чем ином, он должен быть полностью сосредоточен на своём служении. Проповедь — это его обязанность, а жизнь за счёт христианской общины — его право. Как мы понимаем, от обязанностей, тем более возложенных на человека Богом, отказываться неприемлемо, а вот от некоторых прав отказаться возможно, такой отказ нельзя считать грехом.
Апостол Павел для себя лично принял решение отказаться от апостольского права жить за счёт тех людей, которым он проповедовал Христа Воскресшего. Этим апостол Павел существенно отличается от других апостолов, у нас нет свидетельств, что кто-то другой поступал схожим образом. Но это не единственное отличие Павла от других: ведь он не видел Христа во время земного служения Спасителя, он был призван после Христова Вознесения, и себя самого Павел одновременно ощущал и в полной мере апостолом, и, как он сам написал о себе, «неким извергом» (см. 1 Кор. 15:8). Павел прекрасно осознавал, что он отличается от других апостолов, и, конечно же, он ни на секунду не забывал, что когда-то он был гонителем христиан, что его призвание к апостольству — особое и совершенно уникальное волеизъявление Божие, а потому он чувствовал необходимость делать больше, чем другие, это подразумевало и отказ от некоторых апостольских прав, о чем, собственно, и сообщает Павел в Коринфе.
Логика апостола Павла может быть распространена и на современных нам священнослужителей, но, конечно, отказ от церковного материального обеспечения может быть лишь внутренним решением самого священнослужителя, такой отказ, как и вообще отказ от какого-либо права, не может быть вынужденным, и, если кто-то решит избрать для себя такой путь, то его решение не должно задевать кого-то из собратьев, так, как решение апостола Павла не задевало других апостолов.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 103 зач., X, 1-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всякий человек знает, что христиане призваны к добродетельной жизни. Однако даже очень воцерковлённые люди не всегда понимают, какая из добродетелей позволяет сделать все остальные по-настоящему плодотворными. Очень ярко об этой добродетели говорится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Начиная христианскую жизнь и стремясь жить по заповедям, многие думают, что в добродетели невозможно переусердствовать. И действительно, может ли быть слишком много веры или слишком много целомудрия. Но вот недавно я разговорился с одним человеком о том, почему он не живёт христианской жизнью, не соблюдает заповеди, не участвует в таинствах и услышал необычный ответ: «Я верю, что Бог и так меня спасёт. Зачем что-то делать?» Почему-то мне кажется, что такую веру можно назвать чрезмерной. Подобным образом отцы древности говорили, что человек, который считает, что, вступив в брак, нельзя спастись, избыточествует целомудрием.
В сегодняшнем чтении апостол Павел делится с римскими христианами своим сердечным переживанием. Он очень любит свой народ, он молится о нём и очень скорбит о том, что многие из тех, с кем он разделял не только общую жизнь, но и общую надежду на пришествие Мессии, это самое пришествие, отрицают. И не только отрицают, но и самую суть жизни в завете понимают неправильно, делая ставку не на спасительную милость Божию, но лишь на свои собственные силы. Причём в их собственных Писаниях, например, у пророка Исаии, Бог Сам говорит, что станет искупителем за народ, который неспособен жить совершенной жизнью. Но иудеи как будто не видят этих слов и изо всех сил стараются заслужить перед Богам спасение собственными силами, стать праведными с помощью волевых усилий. Казалось бы, такая настроенность на соблюдение заповедей вполне может быть названа добродетелью. Однако в том-то и дело, что, зациклившись на собственной праведности, на самом деле недостижимой, они не дают Богу возможности действовать в их жизни. Ведомые скрытой гордостью, иудеи как будто бы хотят сказать Ему: «Господи, смотри, мы всё сделали, всё исполнили». Как будто бы Бог для них — это Тот, Кто дал им задание и ждёт их в конце пути, чтобы зафиксировать результат. Но для апостола Павла такое стремление к праведности не имеет очень важной черты — в нём нет рассудительности. Стремясь к добродетели, иудеи неразумно делают акцент на собственные силы. Для апостола же Бог во Христе — это не Тот, кто дал задание и ждёт в конце отчёта, но Тот, Кто проходит весь путь спасения вместе с нами. Он приглашает нас начать его, даёт силы пройти и готов всё время быть рядом. Самое поразительное, что Господь делает то, чего не может сделать никто другой. Он снисходит за людьми в преисподнюю, чтобы, воскреснув из мёртвых, открыть и нам путь спасения. Нам же стоит быть рассудительными, потому что именно эта добродетель помогает плодотворно пройти путь, в котором соединяется наше собственное устремление к праведности и исповедание Христа — Спасителем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим ремонт гуманитарного склада в Братске, где получают помощь мамы и дети

В городе Братске Иркутской области вот уже 7 лет работает Кризисный центр «Колыбель» — проект Братской епархии Русской Православной церкви. Здесь помогают будущим мамам и женщинам с детьми, которые находятся в сложной ситуации. Им передают продукты, нужные вещи и при необходимости размещают в приюте, он действует на базе центра.
Однажды сюда из деревни приехала Оксана вместе с детьми. Ей пришлось уйти из дома и забрать с собой четверых ребятишек, поскольку супруг проявлял по отношению к ним жестокость. Первым делом сотрудники центра «Колыбель» предоставили семье кров и всё, что нужно для жизни. Мама и дети почувствовали себя в безопасности и теперь могли спокойно спать по ночам. «Какое же это счастье засыпать и ничего не бояться!», — признаётся Оксана.
В дальнейшем семье предоставили психологическую и юридическую поддержку. Старших детей устроили в городскую школу, а младших — в детский сад. Также при участии духовника центра — священника Михаила — Оксана вместе с ребятишками стала приобщаться к вере, ходить на службы в храм.
Сейчас Оксана и дети налаживают новую, самостоятельную жизнь в Братске. А Кризисный центр «Колыбель» по-прежнему остаётся рядом и при необходимости оказывает им продуктовую и вещевую поддержку.
Каждый день на склад гуманитарной помощи центра за всем необходимым приходят десятки женщин, попавших в беду. Для них это место — надёжная опора.
Сейчас помещение склада нуждается в ремонте. Своими силами сотрудники центра «Колыбель» приведут в порядок стены и потолок. А вот в замене пола и покупке стройматериалов им необходима помощь.
Контактный номер: +7 (924) 600-13-94
Помочь можно по реквизитам:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «КОЛЫБЕЛЬ»
665776, Иркутская область, г.Братск, ж.р. Осиновка, ул. Спортивная, 6в.
ИНН 3805733687
КПП 380501001
ОГРН 1193850006085
Р/с 40703810318350001445
БАЙКАЛЬСКИЙ Б
АНК ПАО СБЕРБАНК
К/с 30101810900000000607
БИК 042520607
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов