
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 125 зач., I, 18-24.
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
С самых ранних моментов своего существования человечество стремилось в небо. Подтвердить это очень легко. Достаточно посмотреть на религиозно-культурное наследие наших предков. Библейское сказание о Вавилонской башне, греческий миф об Икаре, египетские пирамиды так или иначе стали выражением желания вернуть себе потерянный однажды рай.
Однако все перечисленные попытки, а также научно-технические успехи 19-20 веков, когда были изобретены самолёты и космические корабли, продемонстрировали, что невозможно достичь того самого желанного неба исключительно с помощью ограниченных человеческих сил. Всё это похоже на образ лестницы в небо, придуманный Робертом Плантом. Эта лестница, по которой люди пытаются добраться до небесной вечности, держится лишь на непостоянном и ненадёжном дуновении ветерка, готова рухнуть на землю в любое мгновение.
Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот духа мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолетов. Средством дарованного людям спасения стал крест. Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. Этот путь теперь открыт для каждого человека.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский написал однажды статью — «Тайна креста». В ней мы находим такие слова: «В Крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби — и таинство радости, таинство позора и — славы». До конца непонятно, почему именно через Голгофу должно было совершиться дело человеческого спасения. Полного ответа — почему Богу нужно было умереть? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас.
В кресте как бы соединяются две линии бытия. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо. Но учение Спасителя не ограничивается исключительно отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство не проповедует индивидуальное освящение, а говорит о важности поиска общности в Боге — соборного единства в пространстве Церкви. Межчеловеческие связи, в рамках которых реализуются заповеди Господни, есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.
Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, в хорошем смысле схемой слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий путь жизни. Мы должны понимать, что траектория святости есть не только движение вверх. Ведь я не Юрий Гагарин и не сижу за штурвалом корабля «Восток», штурмуя небо в вертикальном направлении. Так или иначе я остаюсь на земле, взаимодействую с этим миром, с людьми, которые меня окружают.
Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Ведь как говорил Клайв Льюис: «Многие дороги (жизни) ведут в Царство Небесное, но все они проходят через Голгофу».
Деяния святых апостолов

Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего бывали случаи, когда он оказывался проповедником Евангелия в буквальном смысле этого слова, то есть утешал тех, кто столкнулся с трудностями, говоря с ними о Боге и Его любви. Но означает ли это, что благая весть — это нечто прекраснодушное, идиллическое и сентиментальное? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Всякий раз, когда я бываю в художественных музеях, я особенное внимание уделяю бытовым особенностям жизни прежних времён и поражаюсь тому, как всё изменилось. Автомобили, непромокаемые материалы, новые лекарства... Способы жизни и ведения хозяйства, которые были общими в течение столетий, кажутся навсегда исчезнувшими из нашей жизни. В известной степени все эти новшества становятся светским евангелием для современного человека, благой вестью о новом открытии, новом способе улучшения нашей жизни. И хотя люди продолжают болеть и даже умирать, сам настрой на постоянное улучшение очевиден и, как кажется, необратим. И хотя религия гораздо древнее всех этих технических и научных разработок, новое восприятие жизни меняет наши подходы и ожидания к ней, мы начинаем ждать от неё улучшения нашей жизни, здоровья и психологического комфорта. Да и разве это неправильно? Ведь и открывая Евангелие, мы читаем в нём множество историй о чудесных исцелениях, освобождениях от бесовской одержимости и даже воскрешениях мёртвых. Разве мы не вправе ждать от Бога того же самого и в наши дни?
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостол Павел и его спутники, преодолевая трудности, проповедовали уже не только иудеям, но и язычникам. Причём поразительным образом в одном и том же городе Павла и Варнаву сначала приняли за богов и хотели принести им жертвы, а затем побили камнями, так что были уверены в их смерти. Придя в себя, Павел вернулся в город, а затем ушёл в другие места, снова и снова проповедуя Евангелие как Благую весть. При этом вся его жизнь была наполнена трудностями, так что тот, кто искал в новой вере решения бытовых проблем, не мог быть ею до конца удовлетворён. Именно поэтому на обратном пути апостолу пришлось утверждать души учеников и уговаривать их оставаться верующими, несмотря на скорби и трудности, которые продолжали возникать в их жизни. Апостолу приходилось объяснять, что смысл веры, которую они приняли, не в том, чтобы решить все проблемы здесь, но в том, чтобы достичь Царствия Божия. Конечно, теоретическое осознание подобных вещей проще, чем практическое принятие. Когда ты живёшь по совести, стараешься любить Бога и ближних, но скорби всё равно присутствуют в твоей жизни, может помочь только доверие и рождающееся из него ощущение живого присутствия Божьего. Понимая всё это, перед своим уходом Павел не только рукополагает священников для служения в местной общине, но и, помолившись, предаёт их в руки Господни. Вместе с его учениками и всем нам важно доверять Богу на жизненном пути и помнить о том, что истинная цель, к которой мы идём, — это Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Переходите на церковную платформа "Помочь в беде". Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер