
1 Кор., 159 зач., XV, 12-19.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Центральное место апостольской проповеди — Воскресение Христово. Так или иначе, но все свои слова апостолы базировали на факте Христова Воскресения. Собственно, без Воскресения не было бы никакой проповеди и никакого христианства. Без Воскресения ученики Христа просто разбрелись бы в разные стороны и нам ничего не было бы о них известно, а об их Учителе в лучшем случае знали бы только специалисты по истории Израиля двухтысячелетней давности.
Сам факт существования христианства свидетельствует о том, что последние слова Никео-Цареградского Символа веры — последние лишь по их расположению в тексте, но не по своему значению. Апостол Павел писал послание в Коринф задолго до того, как был сформулирован Символ веры, и, конечно же, Символ веры не может не базироваться на словах апостола. Вместе с этим мы видим, что уже тогда — во времена жизни апостола Павла — люди были готовы поверить и в Бога-Отца, и в Его Единородного Сына, и в Духа Святого, и в Христово Воскресение, но принять веру во всеобщее воскресение им было тяжело, а некоторым и вовсе такой акт веры был недоступен. История христианства показала, что вера во всеобщее воскресение дается очень непросто, к такой вере мало кто способен, те, кто может так верить и в соответствии со своей верой строить жизнь, всегда оказывались и оказываются в абсолютном меньшинстве в любом христианском сообществе. Большинство же предпочитает не останавливаться на этих вопросах и не дает себе отчета в том, каким образом соотносятся декларируемая вера во всеобщее воскресение и практика повседневной жизни. Но если нет веры в воскресение, то для чего нужно христианство? Для чего крещение? Для чего Дух Святой и церковные таинства?
Христиане Коринфа, к которым направил свое увещевание апостол Павел, полагали, что все это нужно и полезно исключительно в рамках земной жизни, за которой следует абсолютное небытие. Поэтому апостол и пишет: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». То есть эти люди надеялись на помощь Христа в устроении комфортного пребывания в теле, а дальше этого их устремление и вера не простирались.
Такой же подход и такую же веру можно встретить и у многих современных нам христиан. Та же самая надежда — на Христа «в этой только жизни», и та же самая неспособность заглянуть дальше — туда, куда нас призывает апостол Павел — в жизнь будущего века, которая и есть, по мысли апостола, жизнь настоящая и непризрачная, тогда как нынешняя жизнь — всего лишь подготовка к вечности со Христом.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема