
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 159 зач., XV, 12-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианство — религия, которая утверждает, что человек умирает телесно лишь на время. Что каждый из нас воскреснет и будет жить новой жизнью. Что является основой этой веры и как убедиться в этом лично? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:4-5,10). Эти строки из книги Екклесиаста прекрасно иллюстрируют то отношение к смерти, которое было широко распространено в ветхозаветные времена. Человек рождается, умирает и сходит в Шеол, темное место забвения. Это судьба и праведников, и грешников. Не случайно Ветхий Завет предпочитает молчать о загробной участи человека.
Эти настроения были так сильны, что во времена пришествия Христа среди иудеев были те, кто вообще отрицал жизнь души после смерти, а вместе с ней и ее бессмертие. Само собой, такие люди не верили и в воскресение тела. Яркий пример — партия саддукеев. Эти же представления разделяли и некоторые христиане из Коринфа. Вот к ним и обращены слова апостола Павла, которые мы только что услышали.
Павел настаивает на реальности телесного воскресения. И его главный аргумент — это воскресение Иисуса Христа. Если Господь умер человеческой смертью, провел в гробе три дня и потом восстал от мертвых, значит и мы воскреснем. Его воскресение залог нашего. Ведь все мы идем по стопам Своего Учителя. Он первопроходец. И обратная цепочка мысли: если мы называем себя христианами, но отрицаем возможность воскресения человека, это означает, что мы не верим в воскресение Спасителя. А потому и наша вера во Христа, как Сына Божия, теряет всякий смысл. Ведь именно факт победы над смертью — суть всего христианского учения.
Когда и как случится это воскресение тела? Павел, а за ним и вся христианская традиция говорят о Втором Пришествии Спасителя. Тогда тела всех уме́рших будут восстановлены. С одной стороны, это будут тела, которые принадлежали именно нам в нашей жизни. С другой, они будут иными. Они будут нетленными. То есть, подобны преображенному телу воскресшего Иисуса Христа. Вера в это грядущее таинственное событие — одна из вероучительных истин Православия.
И здесь важно сказать, что апостол Павел защищал истину воскресения тела не только потому, что буквально верил в факт воскресения Христа. Само собой, он принимал этот факт. Но также его вера имеет в своей основе опыт воскресения собственной души. Павел пережил фантастическую духовную трансформацию. Из жестокого гонителя христиан он стал ревностным проповедником Евангелия. Изменения были настолько радикальны, что их можно сравнить лишь со смертью старого и рождению нового. Павел буквально стал другим человеком. Вот этот личный опыт преображения сердца и делал для апостола Павла факт телесного воскресения Христа явным и очевидным. Будто бы он видел произошедшее своими глазами. Этот опыт давал уверенность в том, что и тела людей воскреснут. Ведь если есть сила, которая способная менять человеческое сердце, то есть, творить чудеса духовного порядка, то ей не составит никакого труда осуществить манипуляции с материей.
Подлинное чудо — это преображение человека. Когда вчерашний злодей становится кротким и незлобивым агнцем Божиим. А потому если хотим убедиться в истине телесного воскресения, займемся своей душой. Пону́дим себя пройти тот путь исполнения Евангельских заповедей, которым нас призывает идти Христос. И тогда вопросы отпадут сами собой. Ведь реальность Пасхи станет постоянным содержанием не только нашего ума и нашего сердца, но и самого нашего тела.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Челябинск. Путешествие по городу

Фото: Alexey Fedenkov / Unsplash
Челябинск стоит на границе Европы и Азии, у подножия Уральских гор, на правом берегу реки Миасс. Город был основан в 1736 году как крепость для обороны юго-восточных рубежей Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Военные построили здесь церковь — сначала деревянную, а в 1748 году — каменную, в честь праздника Рождества Христова. Под сводами храма молились не только местные жители, но и проезжие купцы. Они водили через Челябинск свои караваны, доставляя в Россию из Средней Азии шелка, ковры, специи, драгоценные металлы и прочие товары. Этот факт отразился на гербе, присвоенном городу в 1796-ом. Геральдическим символом стал навьюченный товарами верблюд на фоне крепостной стены. Ещё большее торговое значение Челябинск получил, когда вьючных животных сменила железная дорога. В конце девятнадцатого века она соединила город с Самарой, Екатеринбургом и Тюменью. Челябинск занял ведущие позиции в империи по торговле зерном и чаем. Многие купцы в то время увеличили своё состояние. В благодарность Богу они возводили храмы. В начале двадцатого столетия в городе действовало восемнадцать церквей. После революции 1917 года богослужения совершались лишь в двух из них. В конце двадцатого века духовная жизнь в Челябинске возродилась. Сегодня здесь двадцать два действующих храма. В 2012 году город стал центром православной митрополии.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM
Псалом 36. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди испокон веков ревностно защищали своё место под солнцем, вплоть до борьбы с другими, причём не на жизнь, а на смерть. Но на что стоит делать ставку в этой борьбе людям верующим? Ответ на этот вопрос звучит в 36-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 36.
Псалом Давида.
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Ещё немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путём:
15 меч их войдёт в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены́ во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берёт взаймы и не отдаёт, а праведник милует и даёт,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы́ такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы даёт, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесёт тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасёт их, ибо они на Него уповают.
В борьбе за исполнение своих желаний люди со связями обычно ведут себя нагло и самоуверенно. По крайней мере таково стереотипное представление большинства. Человек спокойнее переходит границы дозволенного, потому что уверен, что за него замолвят слово и он избежит ответственности. Однако по-настоящему умным людям такое поведение представляется очень недальновидным, ведь в этом мире всё временно: здоровье, богатство, знакомства с так называемыми нужными людьми. Впрочем, всё да не всё, ведь Бог вечен. Можно, конечно, сказать, что Он вне нашего мира по природе, но стоит помнить, что Своей волей, Своим промыслом, Своим благим действием Он явно в сотворённом Им мире присутствует.
36-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного и ясного призыва. Давид просит не ревновать злодеям и не завидовать делающим беззаконие. То есть не пытаться достичь счастья и удовлетворения любыми путями. Напротив, Давид предлагает только один путь: надейся на Бога и делай добро. Он говорит об этом довольно подробно, потому что этот путь действительно не самый очевидный. Когда люди вокруг тебя грешат, чтобы вырваться вперёд в жизненной гонке, а ты призван быть верным, несмотря ни на что, — это бывает очень трудно. Конечно, как и Соломон в книге Притчей, Давид много говорит о том, что жизнь грешника закончится посрамлением, в то время как праведник будет утешен. Кроме того, даже малый достаток праведника лучше, чем многое богатство грешника, потому что удовлетворение приносит не количество благ, но спокойствие совести.
К сожалению, в рамках этой земной жизни такая логика работает не всегда. Мир знает истории праведников, умиравших от голода, и грешников, живущих в сытости. Однако в эсхатологической перспективе путь нечестивого ведёт к погибели, а праведник будет жить в мире с Богом, на Которого надеялся при жизни.
Псалом 36. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 36. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 36. На струнах Псалтири
1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.