
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 164 зач., XV, 58 — XVI, 3.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как известно, отношения апостола Павла с коринфской общиной были непростыми. Он встретил не только тех, кто ему искренне поверил, но и тех, кто был готов спорить и даже сомневаться в его апостольском авторитете. Но чем сложнее был для него диалог с общиной, тем больше ценности в том, что обращаясь к ним, он называет их возлюбленными братьями, искренне показывая, что никакие распри не могут победить его любви и расположения.
По обычным меркам, кто они апостолу? Чужие люди, которые с большим сомнением воспринимают его авторитет? Будь он тщеславным или гордым, давно отряхнул бы прах с обуви и прекратил бы всякое общение. Но христианская любовь — это не просто чувство, которое возникает как глубокая симпатия, это состояние воли направленной на благо и счастье ближнего. Прекрасно, когда это состояние воли подкрепляется родственными отношениями или глубокой дружеской симпатией. И, конечно, в этом нет ничего плохого, хотя ценность такой любви не так велика, ведь ее можно назвать естественной, она встречается во все времена и во всех народах. Но это же состояние воли может не иметь никакой естественной основы и даже сталкиваться с серьезным испытанием, когда те, кого мы призваны любить, своим поведением делают нашу любовь трудной, иногда практически невозможной. Эти обстоятельства делают такую любовь бесконечно ценной и по-настоящему исцеляющей. Любовь, которая прекращается вместе с взаимностью или превращается в ненависть в ответ на ненависть, только и способна на отражение чужих эмоций. Она не может остановить злобу и не способна к прощению... Апостол называет любимыми своих строптивых учеников, показывая им пример того, что настоящая любовь не должна зависеть от того, как к тебе относятся... Важно лишь то, как относишься ты. Иногда это дается легко, а иногда с большим и кропотливым внутренним трудом. Именно этот труд и имеет ввиду апостол, когда говорит: «Будьте тверды и непоколебимы». При этом в оригинале апостольское выражении интереснее, потому что во-первых, он говорит скорее не «будьте тверды», но «становитесь твердыми», то есть указывает на духовную жизнь как на процесс. Во вторых, слово «твердый» может быть переведено как «усидчивый», что придает духовной жизни интересный смысл — она не будет успешной, если будет развиваться от случая к случаю. И напротив станет плодотворной, если будет связана с вдумчивым и кропотливым трудом.
Недавно мне позвонила одна знакомая и спросила: могу ли я назвать её верующей если она редко ходит в храм, редко исповедуется и причащается? Не знаю, для чего ей это было нужно, но проблема самоопределения человека как верующего очевидно существует. В нашем современном языке этим словом принято называть любого, кто признает, что Бог есть. Студентом тоже в принципе можно называть любого, кто имеет студенческий билет, но всякий при этом понимает, что учиться и формально числиться в списках не одно и то же. Я ответил своей знакомой просто: вера — это путь, она никогда не бывает просто существующей. Она может расти или умаляться, но начинается с того, что человек со всей серьезностью принимает существование Бога как факт и оказывается готов изменить свою жизнь. Это изменение может быть разным и совсем не всегда радикальным и резким, но оно должно быть поступательным и постоянным. Иногда наши шаги кажутся нам настолько незначительными, что жизнь по вере ощущается совершенно бесполезной и бесплодной. Апостол призывает нас не бояться, ведь всякий искренний духовный труд не тщетен перед Богом.
Новосибирск. Путешествие по городу

Фото: Mikhail Pavstyuk / Unsplash
Новосибирск раскинулся на берегах реки Оби в центре Западной Сибири. Это третий по численности город в России и крупнейший в её азиатской части. Дата его основания — 28 декабря 1893 года. В этот день на Обь прибыла группа рабочих, чтобы начать возведение железнодорожного моста для Транссибирской магистрали. Селение, образованное строителями, сменило несколько названий, пока, наконец, в 1903 году не было отмечено на карте как город Новониколаевск. За несколько лет на его территории было построено десять храмов. В 1924 году, уже при советской власти, патриарх Тихон основал Новониколаевскую православную епархию. Спустя два года она изменила своё название вслед за городом — Новониколаевск переименовали в Новосибирск. Епархию возглавил митрополит Никифор (Асташевский). Владыка вдохновлял паству противостоять раскольникам-обновленцам, которые захватывали храмы при содействии безбожной власти. Когда же напасть обновленчества осталась позади, большевики начали уничтожать церкви. Из дореволюционных храмов в городе до наших дней сохранились только три — Вознесенский кафедральный собор, храм Александра Невского и Покровская церковь. В тридцатые годы двадцатого века они были закрыты, а сейчас вновь действуют. Жителям Новосибирска очень дороги эти старинные храмы. Ведь они помнят город на заре истории, когда он ещё назывался Новониколаевском.
Радио ВЕРА в Новосибирске можно слушать на частоте 94,6 FM
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM











