
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 164 зач., XV, 58 — XVI, 3.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Как известно, отношения апостола Павла с коринфской общиной были непростыми. Он встретил не только тех, кто ему искренне поверил, но и тех, кто был готов спорить и даже сомневаться в его апостольском авторитете. Но чем сложнее был для него диалог с общиной, тем больше ценности в том, что обращаясь к ним, он называет их возлюбленными братьями, искренне показывая, что никакие распри не могут победить его любви и расположения.
По обычным меркам, кто они апостолу? Чужие люди, которые с большим сомнением воспринимают его авторитет? Будь он тщеславным или гордым, давно отряхнул бы прах с обуви и прекратил бы всякое общение. Но христианская любовь — это не просто чувство, которое возникает как глубокая симпатия, это состояние воли направленной на благо и счастье ближнего. Прекрасно, когда это состояние воли подкрепляется родственными отношениями или глубокой дружеской симпатией. И, конечно, в этом нет ничего плохого, хотя ценность такой любви не так велика, ведь ее можно назвать естественной, она встречается во все времена и во всех народах. Но это же состояние воли может не иметь никакой естественной основы и даже сталкиваться с серьезным испытанием, когда те, кого мы призваны любить, своим поведением делают нашу любовь трудной, иногда практически невозможной. Эти обстоятельства делают такую любовь бесконечно ценной и по-настоящему исцеляющей. Любовь, которая прекращается вместе с взаимностью или превращается в ненависть в ответ на ненависть, только и способна на отражение чужих эмоций. Она не может остановить злобу и не способна к прощению... Апостол называет любимыми своих строптивых учеников, показывая им пример того, что настоящая любовь не должна зависеть от того, как к тебе относятся... Важно лишь то, как относишься ты. Иногда это дается легко, а иногда с большим и кропотливым внутренним трудом. Именно этот труд и имеет ввиду апостол, когда говорит: «Будьте тверды и непоколебимы». При этом в оригинале апостольское выражении интереснее, потому что во-первых, он говорит скорее не «будьте тверды», но «становитесь твердыми», то есть указывает на духовную жизнь как на процесс. Во вторых, слово «твердый» может быть переведено как «усидчивый», что придает духовной жизни интересный смысл — она не будет успешной, если будет развиваться от случая к случаю. И напротив станет плодотворной, если будет связана с вдумчивым и кропотливым трудом.
Недавно мне позвонила одна знакомая и спросила: могу ли я назвать её верующей если она редко ходит в храм, редко исповедуется и причащается? Не знаю, для чего ей это было нужно, но проблема самоопределения человека как верующего очевидно существует. В нашем современном языке этим словом принято называть любого, кто признает, что Бог есть. Студентом тоже в принципе можно называть любого, кто имеет студенческий билет, но всякий при этом понимает, что учиться и формально числиться в списках не одно и то же. Я ответил своей знакомой просто: вера — это путь, она никогда не бывает просто существующей. Она может расти или умаляться, но начинается с того, что человек со всей серьезностью принимает существование Бога как факт и оказывается готов изменить свою жизнь. Это изменение может быть разным и совсем не всегда радикальным и резким, но оно должно быть поступательным и постоянным. Иногда наши шаги кажутся нам настолько незначительными, что жизнь по вере ощущается совершенно бесполезной и бесплодной. Апостол призывает нас не бояться, ведь всякий искренний духовный труд не тщетен перед Богом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер