
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 122 зач., I, 1-9

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, когда всё валится из рук? Какую молитву читать? Каким правилам следовать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобывамбыть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Христианская община города Коринф была основана благодаря трудам апостола Павла. Это было делом непростым. Ведь первоначально он обратился с проповедью к иудеям, которые были весьма взыскательной и требовательной публикой. Однако в результате усилий апостола и поддержки Божией слово Евангелия тронуло сердца людей. В языческом полисе началась церковная жизнь.
Оставив после себя епископа и священников, Павел продолжил своё миссионерское путешествие. И спустя некоторое время в Коринфской общине появился человек по имени Аполлос. Это был горячий проповедник Евангелия, отличавшийся особым даром красноречия. Он не хуже Павла знал Писание и, как говорят исследователи, лучше апостола ориентировался в традиции классической литературы. Люди были от него в восторге. И его проповедь имела среди горожан огромный успех. Несмотря на то, что Павел и Аполлос не были врагами, смотрели друг на друга как на сотрудников и соработников, их имена стали символами двух партий, члены которых спорили и, видимо, даже враждовали друг с другом. Одним словом, в коринфской общине начались нестроения.
Помимо угрозы раскола появились и другие проблемы. Из послания мы видим, что чистота жизни христиан Коринфа оставляла желать лучшего. Апостол упоминает о плотских грехах, о пьянстве, о склонности судиться друг с другом, о скупости и жадности, о дрязгах и спорах из-за соблюдения ритуальных правил.
Одним словом, было из-за чего расстроиться апостолу. Вроде проповедовал-проповедовал, учил-учил, столько сил потратил, а ради чего всё? Но обратим внимание, какими словами апостол открывает своё послание. Это не упрёки, не обличения, не ругань. Он начинает с похвалы. Он говорит о том, что коринфяне не имеют недостатка ни в каком даровании. Что через них Господь продолжает свидетельствовать о Себе миру. Павел твёрдо верит, что Божественная благодать продолжает действовать в общине коринфских христиан, несмотря на все неурядицы и слабости верующих. А потому он пишет: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас». В этих словах мы чувствуем глубокое доверие апостола Богу. Всё в руках Творца. Он Сам направляет Свою Церковь. И тот период, который сейчас проходит молодая община, — всего лишь этап на пути её духовного взросления. Господь в итоге выведет к лучшему.
Посмотрев на свою жизнь со стороны, нередко можно впасть в уныние и даже отчаяние. «Всё идёт не так, как надо», — вздыхаем мы. — «Всё валится из рук». Последуем примеру апостола. Попробуем, как и он, благодарить Бога не только за хорошее, но и за плохое. Так мы позволяем решать Творцу те проблемы, которые сами разрешить не в силах. Это помогает нам сосредоточиться на главном — на исполнении Евангелия в собственной жизни и ситуации. Думать о том, как быть максимально эффективными в своём служении здесь и сейчас. Ведь об остальном позаботится Бог. И чтобы утешить нас, Он обязательно в нужное для нас время даст нам об этом знать. Будем уверены, мы удивимся, насколько результаты превзошли все наши самые смелые ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема