
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в церковь и искренне обращается к Богу, он не только обретает мировоззрение, он обретает новое сообщество, со своей культурой и жизнью. Но бывает так, что, кроме этой культуры и внешней жизни, от христианства в нём ничего не остаётся. Как понять, что это произошло и что с этим делать? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 4-й и 5-й глав первого послания к Коринфянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Современные исследования мозга говорят о том, что не все наши воспоминания на самом деле верны и имеют отношение к реальности. Мозг интерпретирует реальность и обычно делает это в свою пользу. Поэтому хороших воспоминай остаётся больше, а плохие вымещаются. Однако, подобные способности нашего сознания относятся не только к прошлому. Мы и в настоящей жизни можем закрывать глаза на собственные недостатки и обращать внимание на достоинства. Подобно бельмам на глазах, у нас даже через годы церковной жизни могут появляться бельма на совести. Например, нечто подобное произошло в общине Коринфа.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфским ученикам, что он посылает в их общину Тимофея для того, чтобы тот напомнил им пути христианской жизни. Сами они были уверены, что у них всё в порядке. При этом совершенно не замечали, что среди них был человек, который совершал смертный грех, живя с мачехой, как с женой. То есть замечать-то они, конечно, всё это замечали, но делали вид, что всё нормально и никак на это не реагировали. Почему они так поступали, отдельный вопрос. Может быть, как бывшие язычники они не знали о существовании таких запретов, но Павел говорит, что даже неверующие такого себе в то время не позволяли. Может быть, он сам не сообщил им о том, что это недопустимо. Но как человеку благочестивому, ему могло и в голову не прийти, что кто-нибудь мог так поступить.
Так или иначе, когда мы слышим о грехе этого коринфянина, нам хочется выдохнуть и сказать: ужас какой, хорошо, что это не про меня, я ведь так не поступаю. Но хотим мы того или нет, дело не в формальных вещах, не в конкретных поступках, а в том, что подобным образом можно быть слепым и к другим грехам. Например, будучи по культуре вполне религиозным, можно не видеть ничего ужасного в воровстве, взяточничестве, убийстве, жестокости, изменах, гаданиях и многом другом, чем возмущались ещё ветхозаветные пророки, когда обличали внешне благочестивых иудеев. Оценивая состояние коринфян, апостол произносит очень интересную фразу: «Царство Божее не в словах, а в силе», то есть оно проявляется не в нашем мнении о себе, но в делах. По словам апостола, люди, которые сознательно совмещают тяжкие грехи с христианской жизнью, отпадают от Христа и предаются лукавому, чтобы через страдания плоти, обрести покаяние. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что лучше до этого не доводить и быть внимательным к своей нравственной жизни уже здесь и сейчас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Общемосковский крестный ход». Архиеп. Савва (Тутунов)

У нас в гостях был председатель Синодального миссионерского отдела, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Зеленоградский Савва.
Мы говорили о дне памяти московских святых и о приуроченном к этому празднику общемосковском крестном ходе.
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 80. Богослужебные чтения

Почему так непросто взять и начать жить по заповедям Творца? Почему так сложно всю свою жизнь подчинить Его Евангелию? На одну из причин указывает 80-й псалом, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 80.
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определённое время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 «Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их».
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их мёдом из скалы.
По мнению исследователей, только что прозвучавший псалом исполнялся на богослужении праздника Кущей, который по-еврейски называется Суккот. Он отмечался осенью, в период собирания плодов, и являлся напоминанием о тех событиях, которые произошли с Израилем после его избавления из египетского рабства. Тогда народ Божий сорок лет странствовал по пустыне и, соответственно, жил в походных шатрах, кущах. Поэтому во время праздника, который отмечался семь дней, евреи рядом со своими жилищами строили шалаши. В них они проводили праздничные дни. Кстати, эта традиция сохранилась в иудаизме до настоящего времени.
Содержание 80-го псалма — это напоминание о сорокалетнем странствовании по пустыне. Вообще, сам факт этого долгого путешествия весьма необычный. От Египта, где евреи были в рабстве, до Палестины даже пешком можно дойти за несколько недель. А тут целых сорок лет! Дело в том, что блуждания Израиля — это вынужденная мера. Господь запретил Моисею сразу вести евреев к границам Земли Обетованной. Люди не были к этому готовы. Они ныли и жаловались на неудобства, они вспоминали, как хорошо и комфортно им жилось в Египте, и роптали из-за того, как им тяжело сейчас. Более того, они постоянно сомневались в силе Творца и авторитете Моисея. И это несмотря на то, что им дали свободу, и на их глазах происходили поразительные чудеса. Начиная от десяти казней египетских, заканчивая чудесным спасением от войска Фараона и дарованием на Синае десяти заповедей.
Поэтому и говорит Господь в псалме: «Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Другими словами, видя, что евреи упорствуют в своём безумии и сопротивляются высокому призванию, Господь отступил от них. Они оказались предоставленными сами себе и навсегда остались в пустыне. В Землю Обетованную не вошёл никто, кто помнил рабство. В противном случае дух холопства и потакания своим старым привычкам обессилил бы и уничтожил молодую нацию. А потому и был необходим период карантина. В Палестину вошли те, кто вырос в пустыне, кто с детства научился доверять Богу, кто был независим от предрассудков и привычек своих отцов и для кого свобода не была тяжким бременем.
Несмотря на то, что 80-й псалом написан в далёкой древности, его послание напрямую касаются и всякого из нас. Это напоминание о том, что ту свободу, которую даровал нам Христос, сразу и целиком принять может не всякий. Не всякий с ходу может отказаться от старых привычек и всю свою жизнь подчинить Евангелию. Всегда будет период блуждания по пустыне. Это время, когда мы вынуждены приучать себя жить в состоянии независимости от прошлого. Вынуждены понуждать себя формировать в себе новые привычки. Учиться по-новому думать, говорить, действовать и чувствовать. И так день за днём. Причём не одну неделю. А годы. Это не просто. Ведь наша духовно нездоровая, зацикленная на себе натура очень инертна, она всячески противится новому. Однако по мере того, как старое мучительно умирает, новое нарождается. И Бог не откажется от нас, если мы сами своими действиями не откажемся от Него. Он рядом с тем, кто ищет и старается исполнять Его волю. И однажды Он доведёт его до той заветной границы, после которой начинается Обещанная Им Земля.