1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в церковь и искренне обращается к Богу, он не только обретает мировоззрение, он обретает новое сообщество, со своей культурой и жизнью. Но бывает так, что, кроме этой культуры и внешней жизни, от христианства в нём ничего не остаётся. Как понять, что это произошло и что с этим делать? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 4-й и 5-й глав первого послания к Коринфянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Современные исследования мозга говорят о том, что не все наши воспоминания на самом деле верны и имеют отношение к реальности. Мозг интерпретирует реальность и обычно делает это в свою пользу. Поэтому хороших воспоминай остаётся больше, а плохие вымещаются. Однако, подобные способности нашего сознания относятся не только к прошлому. Мы и в настоящей жизни можем закрывать глаза на собственные недостатки и обращать внимание на достоинства. Подобно бельмам на глазах, у нас даже через годы церковной жизни могут появляться бельма на совести. Например, нечто подобное произошло в общине Коринфа.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфским ученикам, что он посылает в их общину Тимофея для того, чтобы тот напомнил им пути христианской жизни. Сами они были уверены, что у них всё в порядке. При этом совершенно не замечали, что среди них был человек, который совершал смертный грех, живя с мачехой, как с женой. То есть замечать-то они, конечно, всё это замечали, но делали вид, что всё нормально и никак на это не реагировали. Почему они так поступали, отдельный вопрос. Может быть, как бывшие язычники они не знали о существовании таких запретов, но Павел говорит, что даже неверующие такого себе в то время не позволяли. Может быть, он сам не сообщил им о том, что это недопустимо. Но как человеку благочестивому, ему могло и в голову не прийти, что кто-нибудь мог так поступить.
Так или иначе, когда мы слышим о грехе этого коринфянина, нам хочется выдохнуть и сказать: ужас какой, хорошо, что это не про меня, я ведь так не поступаю. Но хотим мы того или нет, дело не в формальных вещах, не в конкретных поступках, а в том, что подобным образом можно быть слепым и к другим грехам. Например, будучи по культуре вполне религиозным, можно не видеть ничего ужасного в воровстве, взяточничестве, убийстве, жестокости, изменах, гаданиях и многом другом, чем возмущались ещё ветхозаветные пророки, когда обличали внешне благочестивых иудеев. Оценивая состояние коринфян, апостол произносит очень интересную фразу: «Царство Божее не в словах, а в силе», то есть оно проявляется не в нашем мнении о себе, но в делах. По словам апостола, люди, которые сознательно совмещают тяжкие грехи с христианской жизнью, отпадают от Христа и предаются лукавому, чтобы через страдания плоти, обрести покаяние. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что лучше до этого не доводить и быть внимательным к своей нравственной жизни уже здесь и сейчас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поддержка детей с инвалидностью». Протоиерей Андрей Савенков
У нас в гостях был руководитель отдела по благотворительности и социальному служению Алатырской епархии и центра помощи детям с инвалидностью «Лука» протоиерей Андрей Савенков.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как начал заниматься социальным служением и о том, в чем особенности поддержки детей с инвалидностью и их родителей.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.