1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек приходит в церковь и искренне обращается к Богу, он не только обретает мировоззрение, он обретает новое сообщество, со своей культурой и жизнью. Но бывает так, что, кроме этой культуры и внешней жизни, от христианства в нём ничего не остаётся. Как понять, что это произошло и что с этим делать? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 4-й и 5-й глав первого послания к Коринфянам. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Современные исследования мозга говорят о том, что не все наши воспоминания на самом деле верны и имеют отношение к реальности. Мозг интерпретирует реальность и обычно делает это в свою пользу. Поэтому хороших воспоминай остаётся больше, а плохие вымещаются. Однако, подобные способности нашего сознания относятся не только к прошлому. Мы и в настоящей жизни можем закрывать глаза на собственные недостатки и обращать внимание на достоинства. Подобно бельмам на глазах, у нас даже через годы церковной жизни могут появляться бельма на совести. Например, нечто подобное произошло в общине Коринфа.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел объясняет коринфским ученикам, что он посылает в их общину Тимофея для того, чтобы тот напомнил им пути христианской жизни. Сами они были уверены, что у них всё в порядке. При этом совершенно не замечали, что среди них был человек, который совершал смертный грех, живя с мачехой, как с женой. То есть замечать-то они, конечно, всё это замечали, но делали вид, что всё нормально и никак на это не реагировали. Почему они так поступали, отдельный вопрос. Может быть, как бывшие язычники они не знали о существовании таких запретов, но Павел говорит, что даже неверующие такого себе в то время не позволяли. Может быть, он сам не сообщил им о том, что это недопустимо. Но как человеку благочестивому, ему могло и в голову не прийти, что кто-нибудь мог так поступить.
Так или иначе, когда мы слышим о грехе этого коринфянина, нам хочется выдохнуть и сказать: ужас какой, хорошо, что это не про меня, я ведь так не поступаю. Но хотим мы того или нет, дело не в формальных вещах, не в конкретных поступках, а в том, что подобным образом можно быть слепым и к другим грехам. Например, будучи по культуре вполне религиозным, можно не видеть ничего ужасного в воровстве, взяточничестве, убийстве, жестокости, изменах, гаданиях и многом другом, чем возмущались ещё ветхозаветные пророки, когда обличали внешне благочестивых иудеев. Оценивая состояние коринфян, апостол произносит очень интересную фразу: «Царство Божее не в словах, а в силе», то есть оно проявляется не в нашем мнении о себе, но в делах. По словам апостола, люди, которые сознательно совмещают тяжкие грехи с христианской жизнью, отпадают от Христа и предаются лукавому, чтобы через страдания плоти, обрести покаяние. Но ведь все мы прекрасно понимаем, что лучше до этого не доводить и быть внимательным к своей нравственной жизни уже здесь и сейчас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.