
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 155 зач., XIV, 6-19

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Древней Церкви были совершенно особенные исключительные дарования. Из дошедших до нас свидетельств о той эпохе мы знаем, к примеру, о том, что апостолы были способны исцелять безнадёжно больных людей одним своим словом, знаем мы и о так называемом даре языков, то есть о способности первых христиан понимать иностранные языки и говорить на них. К сожалению, после крещения и схождения Духа Святого мы не утратили способность исказить любой божественный дар, так происходило и с теми дарами, которые были в Древней Церкви. Апостол Павел вынужден был реагировать на такие искажения. Сегодня в православных храмах за богослужением читается отрывок из 14-й главы Первого послания к Коринфянам, в нём идёт речь о неправильном употребления дара говорить на иностранных языках.
Глава 14.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то́, что́ играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина ка́к скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
На первый взгляд этот отрывок апостольского послания кажется не вполне актуальным: в современной Церкви нет тех даров Святого Духа, которые были в древности. Это, конечно же, вовсе не означает того, что сегодня в Церкви нет никаких даров, они есть, просто они не те, которые были в первом и втором веках по Рождестве Христовом. Сегодня у нас есть прекрасные интеллектуальные системы для коммуникации с носителями иностранных языков, есть и замечательные способы их изучения, а потому нет необходимости в соответствующем даре Святого Духа, он вряд ли был бы нам полезен, тогда как помешать духовной жизни он вполне мог бы.
Собственно, во время жизни апостола Павла тоже находились люди, которым такой дар скорее мешал, чем помогал. Этих людей апостол упомянул в своём Послании в Коринф. Он написал, что среди его адресатов есть люди, которые произносят непонятные окружающим слова ради самого произнесения этих слов. Просто потому, что могут. Павел сравнил это с игрой никому неизвестных мелодий на музыкальных инструментах: «Если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?» (1Кор. 14:8). Апостол не отвечает на свой вопрос, потому как ответ и так всем ясен: у звуков, неважно, звуков музыки или речи, есть своё назначение, звуки должны к чему-то подвигнуть тех, кто их слышит, а потому они должны быть адаптированы к восприятию аудитории. Эта мысль тривиальна, но по какой-то причине она ускользала от христиан Коринфа.
Любопытно, что она продолжает ускользать и от современных христиан.
Мы очень любим церковнославянский язык. Мы им дорожим. Это наше наследие и наше достояние. Но много ли среди нас тех, кто его понимает в должной степени? Тех, кто при звуках церковнославянского языка мог бы назидаться не только духом, но и, как написал апостол Павел, получать некий интеллектуальный плод? Практика показывает, что таких людей совсем немного, в том числе и среди священнослужителей.
И это, конечно же, представляет собой проблему, у которой пока что нет решения. При этом любые разговоры о языке богослужения непременно вызывают в нашем церковном обществе острую дискуссию, которая в конечном итоге сводится к взаимным обвинениям, оскорблениям и обидам. Это ещё одна проблема, пожалуй, большая, чем проблема языка. Вряд ли мы сможем сделать наше богослужение назидательным как для души, так и для ума каждого молящегося до той поры, пока не научимся терпимо относиться друг к другу вне зависимости от того, кто какую позицию отстаивает. Пожалуй, именно об этом нам всем стоит молиться святому апостолу Павлу, молиться, чтобы он данной ему от Бога силой наставил нас так, как наставлял во время своего земного служения христиан Коринфа, молиться, чтобы мы сумели воспринять его наставление и последовать апостольскому научению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема