
1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших мыслей Нового Завета — мысль о всеобщем суде, который произойдёт после Второго Христова Пришествия. Уникальность этой идеи состоит в том, что Ветхий Завет относит свершение суда и его результат не к отдалённому будущему, а к земной жизни человека: здесь человек судится и здесь же, если есть такая необходимость, наказывается. Новый Завет изменяет отношение к суду Божию и не видит прямой зависимости земного благополучия человека от его праведности, неудач — от грехов, Новый Завет относит и сам суд, и вердикт суда к вечности. Об этом писали многие новозаветные авторы, апостол Павел не был исключением, его размышления на тему суда Божия мы можем найти в 11-й и 12-й главах Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этих глав сегодня звучит за богослужением в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Апостол Павел ничего не написал о технической или же процессуальной сторонах грядущего суда Божия: во-первых, ему это не было открыто Богом, а во-вторых, то, что относится ко времени после Второго Христова Пришествия не может быть выражено человеческим языком, ведь наш язык способен описывать только существующую реальность, тогда как после Второго Пришествия будут, как о том написал в своём Откровении апостол Иоанн Богослов, «новое небо и новая земля», то есть нечто такое, чему нет описания в нашем языке. Впрочем, апостола Павла вообще мало интересовали технические детали какого-либо процесса, его интересовала суть и то, как поступать человеку, чтобы не оказаться в печальной ситуации. Относительно же суда апостол написал так: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31). Буквальное понимание этого выражения может подтолкнуть к тому, чтобы начать заниматься своего рода самобичеванием, к примеру, по поводу и без говорить о своём недостоинстве, о своих грехах, всячески ругать себя и, возможно, наказывать. Но это ли имел в виду апостол Павел, который, как мы знаем из его посланий, воздерживался от подобных слов в отношении себя самого?
Суд — это не только и столько определённые слова. Суд — это вынесение решения относительно некоторых действий. Так и с тем судом, к которому призывает апостол Павел: значение имеют не те эпитеты, которые человек способен применить к самому себе, а трезвенное и честное осознание собственных грехов и неправоты, честная оценка своих поступков, но самое важное, конечно же, не только осознание, а последующее за ним исправление. Мысль апостола Павла можно переформулировать таким образом: «Если бы мы исправили свою жизнь в соответствии со словами Христа, то не были бы судимы».
Но на этом апостол не останавливается, он продолжает: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11:32). Здесь мы видим, что Павел, размышляя о суде, понимает его в том числе и в ветхозаветном ключе, как то, что происходит с человеком в рамках его земной жизни, а потому-то Бог побуждает нас к исправлению через некоторое воздействие здесь и сейчас, через то, что апостол назвал «наказанием от Господа», такое наказание необходимо для исправления, которое, в свою очередь, поможет избежать осуждения на конечном суде после Второго Христова Пришествия.
В итоге же выстраивается вполне понятная цепочка: Бог побуждает человека к исправлению ради того, чтобы в будущем человек не был осуждён, но побуждения Бога бывают весьма болезненны, и их можно избежать, если самому беспристрастно оценивать свои поступки и предпринимать действия по исправлению своей жизни.
Так мыслил апостол Павел. Так мыслит и Церковь. Так на эти вопросы Церковь призывает смотреть и своих чад.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христов братец»

«Если... не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Спаситель. Но как уподобиться ребёнку взрослому человеку, который отяжелён прожитым опытом, нагружен житейскими проблемами, подвержен страстям и страхам? Одно из средств — почитать сказку, так советуют составители антологии русских духовных стихов, легенд и сказок, которую озаглавили «Христов братец».
В пространстве сказки действуют особые законы — забытые законы детства. Сказка сказывается для того, чтобы вернуть взрослому живущего в нем ребенка, сделать его мыслящим по-детски и по-детски спасающимся — говорит в предисловии один из консультантов издания, филолог Александр Медведев. А священник Сергий Круглов, поэт и лауреат литературной премии «Московский счёт», в своём вступительном слове к сборнику называет сказку местом, где встречаются земля и небо. Сказочные герои чисты помыслами и мудры в своей простоте. Они умеют на каждом шагу видеть чудо. Составители называют антологию «Христов братец» срезом русской души и сердца. В собранных под её обложкой стихах, легендах и сказках отражён многовековой опыт человеческой любви и веры, падений и взлётов с помощью Божьей. Это литература не светская и не церковная, но вобравшая в себя самое важное из той и другой.
Открывает сборник средневековый духовный стих «Голубиная книга». В форме вопросов и ответов это произведение аллегорически рассказывает о сотворении мира и его устройстве: «От чего у нас начался белый вольный свет? От чего у нас солнце красное? — У нас белый вольный свет зачался от суждения Божия, Солнце красное от лица Божьего, Царя Небесного; Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних». Священная история, которую мы знаем из Библии, в «Голубиной книге» принимает фольклорные очертания. Однако при этом не противоречит Священному Писанию, а поэтически осмысливает неисчерпаемую тайну творения и бытия.
Русская народная легенда «Христов братец», давшая название сборнику, рассказывает классическую историю встречи героя со Христом, Который предстал в образе нищего. По сути, она является своеобразным художественным воплощением евангельских слов Христа: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; ...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Как отмечают исследователи в комментариях к антологии, народную легенду «Христов братец» цитировал Фёдор Достоевский в романе «Братья Карамазовы», а Антон Чехов положил её в основу своего известного рассказа «Казак».
Сказочные сюжеты в книге тесно переплетаются с евангельскими, а в их героях просматриваются черты библейских персонажей. Например, бедная вдова, приютившая в доме странников, и отдавшая им последнее, что у неё было — чёрствую краюху хлеба, напоминает ветхозаветную вдову, которая накормила пророка Илию. В русских духовных стихах, легендах и сказках, собранных в антологии «Христов братец», вера и евангельские заповеди становятся жизненными ориентирами героев. Конечно, подчёркивают составители сборника, никакие сказки не заменят Священного Писания. Однако и через них светит читателям правда Божья.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»

У Владимира Бенедиктова, поэта середины 19 века, которого называют одним из значимых лириков позднего русского романтизма, есть довольно известное стихотворение «Воскресная школа»: «Свет да будет! — Божья сила \ Изрекла — и мрак исчез. \ И для всех зажглись светила \ В беспредельности небес...». На первый взгляд, оно может показаться незатейливым и простоватым. Однако в действительности перед нами — произведение глубочайшее, ибо в нём звучит восприятие человеком мира как Господнего творения. В этом уверен учёный-славист, доктор филологических наук, профессор Иван Алексеевич Чарота. Упомянутое стихотворение Бенедиктова и ещё несколько десятков поэтических произведений разных авторов и эпох мы найдём под обложкой составленного профессором сборника — «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков».
Во все времена Русь не оскудевала талантами, которые своим творчеством служили свету, истине, добру, любви, служили Богу. И в других пробуждали созидательную и спасительную силу. Произведения именно такого свойства выбрал профессор Чарота для антологии. Как сам он пишет в предисловии к изданию, православная традиция, отразившаяся в русской поэзии, стала главной идеей сборника. Открывают книгу так называемые «Богогласники» —духовные песни, которые вплоть до ХХ столетия ходили в народе в рукописных сборниках и исполнялись в праздники, вне богослужений. Это настоящие фольклорные жемчужины, показывающие, насколько глубоко была укоренена вера в сердце русского народа. Вот, например, такое рождественское песнопение: «Христос родился, Бог воплотился! \ Слово Отчее взяло на Ся тело: \ В темностях земных, Солнце засветило!»
Вторая часть сборника посвящена стихотворным произведениям священнослужителей. Многие представители духовенства, как древнего, так и современного, были ещё и талантливыми поэтами. Например, святители Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов). Писали стихи и знаменитые старцы — преподобные Варсонофий Оптинский, Серафим Вырицкий. Их произведения мы найдём на страницах книги, а процитировать хотелось бы несколько строк из стихотворения игумении Таисии Леушинской — современницы и духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского, одной из самых известных духовных поэтесс: «Как Пётр, я в море утопаю, \ В волнах житейской суеты; \ Как он, и я к Тебе взываю: \ "Наставниче, спаси, спаси!" \ Простри мне руку, дай мне веру \ И, как Петру, скажи и мне: \ "Почто сумнишься, маловере?! \ Мужайся и иди ко Мне!.."»
Весьма интересна подборка поэзии, которую составитель сборника, профессор Иван Чарота, назвал творчеством переломной эпохи. В неё вошёл период от Серебряного века и до последних советских лет. Северянин, Пастернак, Адамович, Есенин соседствуют здесь с Рубцовым, Тарковским, Олесей Николаевой. Есть даже стихи актрисы Наталии Варлей, которая, придя к вере, открыла в себе поэтический дар. На стыке эпох, когда ещё только забрезжила надежда на духовное возрождение России, она писала: «Судьбой богопослушной \ Внезапно обожгусь — \ Навеки озарюсь!.. \ И по-над куполами \ Спасительных церквей \ Таинственная Русь — Единственная Русь! \ Восстань! Воспрянь! Очнись! \ Стряхни с себя проклятье! \Озёрные глаза \ И луговое платье — \ Прекрасной и святой \ Пред миром всем \ Явись!»
Составитель сборника, профессор Иван Чарота, цитирует богослова ХХ века протоиерея Иоанна Мейндорфа, который считал, что культура и искусство являются мощными проводниками веры. Справедливость этих слов читатели почувствуют, открыв антологию духовной поэзии «Слово и дух».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Священник Павел Гумеров. «Три кита семейного счастья»

В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова значение слова «любовь» звучит так: «чувство самоотверженной привязанности». С такой трактовкой полностью согласен протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, духовник центра «Православная семья», известный писатель и публицист. Одно из главных качеств любви — жертвенность, умение сострадать, уверен отец Павел. О настоящей любви, крепком браке и счастливой семейной жизни священник размышляет в своей книге «Три кита семейного счастья».
В 2012-м году этот сборник бесед стал лучшей книгой для молодёжи по версии Издательского Совета Московской Патриархии. Действительно, на её страницах отец Павел выбрал максимально понятный молодым читателям язык общения — открытый, доверительный и неформальный. Однако и тем, чьи юные лета уже миновали, кто давно состоит в браке, книга тоже будет интересна и полезна.
На каких же трёх китах, по мнению, автора, стоит семейное счастье? В его основе, считает священник Павел Гумеров, должны лежать, во-первых, любовь и правильное её понимание. Во-вторых — осознание целей и задач семейной жизни. И в-третьих — правильно выстроенная семейная иерархия. Что всё это значит, и как может воплощаться на практике, батюшка подробно объясняет в десяти главах своей небольшой книги.
Первая из них посвящена любви. Протоиерей Павел Гумеров, прежде всего, предостерегает читателей от подмены понятий. Часто в литературе и кинематографе, да и в жизни, под словом «любовь» подразумевается совсем иное — чувство влюблённости. Спору нет — оно прекрасно, соглашается автор. Однако есть у влюблённости другая сторона — рано или поздно она проходит. И в этот момент на смену ей должна прийти любовь. Она зиждется не на эмоциях и чувствах, и остаётся неизменной, независимо от того, пасмурно на дворе или светит солнце, бедны мы или богаты, молоды или стары. Только такая твёрдая решимость любить человека, сделав свой выбор раз и навсегда, поможет пронести любовь через всю жизнь. Так пламя влюблённости перейдёт в тихий, ровный огонь семейного очага.
Для тех, кто сделал этот важный шаг, прочно установить остальных «китов» в основание своего семейного счастья будет уже намного легче, считает автор. И помогает читателям решить, кто — жена или муж — должен быть «в доме хозяином». Подсказывает, как избежать семейных ссор и конфликтов. Собственным опытом семейной жизни, помимо прочего, он тоже делится на страницах книги «Три кита семейного счастья».
Возможность любить — это проявление в нас образа Божия, напоминает читателям протоиерей Павел Гумеров. Господь сотворил мир и человека именно из любви. Он Сам и есть Любовь. В семейной жизни людям даётся замечательный шанс проявить любовь, заложенную в них Богом, и обрести счастье.
Все выпуски программы Литературный навигатор