1 Кор., 150 зач., XI, 31 - XII, 6
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важнейших мыслей Нового Завета — мысль о всеобщем суде, который произойдёт после Второго Христова Пришествия. Уникальность этой идеи состоит в том, что Ветхий Завет относит свершение суда и его результат не к отдалённому будущему, а к земной жизни человека: здесь человек судится и здесь же, если есть такая необходимость, наказывается. Новый Завет изменяет отношение к суду Божию и не видит прямой зависимости земного благополучия человека от его праведности, неудач — от грехов, Новый Завет относит и сам суд, и вердикт суда к вечности. Об этом писали многие новозаветные авторы, апостол Павел не был исключением, его размышления на тему суда Божия мы можем найти в 11-й и 12-й главах Первого послания к Коринфянам. Отрывок из этих глав сегодня звучит за богослужением в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 11.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
Глава 12.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Апостол Павел ничего не написал о технической или же процессуальной сторонах грядущего суда Божия: во-первых, ему это не было открыто Богом, а во-вторых, то, что относится ко времени после Второго Христова Пришествия не может быть выражено человеческим языком, ведь наш язык способен описывать только существующую реальность, тогда как после Второго Пришествия будут, как о том написал в своём Откровении апостол Иоанн Богослов, «новое небо и новая земля», то есть нечто такое, чему нет описания в нашем языке. Впрочем, апостола Павла вообще мало интересовали технические детали какого-либо процесса, его интересовала суть и то, как поступать человеку, чтобы не оказаться в печальной ситуации. Относительно же суда апостол написал так: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31). Буквальное понимание этого выражения может подтолкнуть к тому, чтобы начать заниматься своего рода самобичеванием, к примеру, по поводу и без говорить о своём недостоинстве, о своих грехах, всячески ругать себя и, возможно, наказывать. Но это ли имел в виду апостол Павел, который, как мы знаем из его посланий, воздерживался от подобных слов в отношении себя самого?
Суд — это не только и столько определённые слова. Суд — это вынесение решения относительно некоторых действий. Так и с тем судом, к которому призывает апостол Павел: значение имеют не те эпитеты, которые человек способен применить к самому себе, а трезвенное и честное осознание собственных грехов и неправоты, честная оценка своих поступков, но самое важное, конечно же, не только осознание, а последующее за ним исправление. Мысль апостола Павла можно переформулировать таким образом: «Если бы мы исправили свою жизнь в соответствии со словами Христа, то не были бы судимы».
Но на этом апостол не останавливается, он продолжает: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром» (1 Кор. 11:32). Здесь мы видим, что Павел, размышляя о суде, понимает его в том числе и в ветхозаветном ключе, как то, что происходит с человеком в рамках его земной жизни, а потому-то Бог побуждает нас к исправлению через некоторое воздействие здесь и сейчас, через то, что апостол назвал «наказанием от Господа», такое наказание необходимо для исправления, которое, в свою очередь, поможет избежать осуждения на конечном суде после Второго Христова Пришествия.
В итоге же выстраивается вполне понятная цепочка: Бог побуждает человека к исправлению ради того, чтобы в будущем человек не был осуждён, но побуждения Бога бывают весьма болезненны, и их можно избежать, если самому беспристрастно оценивать свои поступки и предпринимать действия по исправлению своей жизни.
Так мыслил апостол Павел. Так мыслит и Церковь. Так на эти вопросы Церковь призывает смотреть и своих чад.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер