1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко в разговорах с людьми церковными приходится слышать, что они теряют интерес к общению с неверующими друзьями или родственниками, а иногда и вовсе разрывают с ними отношения. Кому-то это может показаться естественным, но так ли это на самом деле? Мнение апостола Павла на этот счёт можно узнать, если обратиться к отрывку из 7 главы его первого послания к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Мироощущение первых христиан, как бывших иудеев, так и бывших язычников, часто называют эсхатологическим, то есть исполненным ожидания конца мира. Они ждали возвращения Христа очень скоро и это самым непосредственным образом сказывалось на их быте. Многим казалось, что все связи с греховным миром должны быть разорваны и необходимо сосредоточиться на религиозной жизни. В то же время апостолы прекрасно помнили, что, кроме задачи вести праведную и святую жизнь, ученикам Христовым поручено проповедовать Евангелие и учить людей жизни по заповедям. Сам Иисус говорил, что Он пришёл не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы его спасти, и миссия апостолов заключалась в том, чтобы этому спасению содействовать. Именно поэтому в посланиях апостола Павла можно найти как призыв выйти из среды язычников и не участвовать в делах тьмы, так и рассуждения о том, что присутствие в мире может быть своеобразной проповедью.
Обращаясь к самому тексту апостола, стоит, во-первых, подчеркнуть его доверие ученикам. Он не выстраивает жёстких схем, но призывает рассудительно подходить к перспективам своего положения и поступать по ситуации. Главное для него, чтобы ученики видели правильную цель. Они стали Господними и призваны стать свободными от страхов, которые господствовали над ними, когда они были язычниками. Именно изнутри этой обретённой во Христе свободы верующие могли действовать по сердцу, творчески, поступая так, как будет лучше для них и их близких, кем бы они ни были.
Итак, если супруг или супруга неверующие, но по любви к верующему, согласны сохранить семью, именно это и надо сделать. Если нет требований отказаться от веры, нет требований совершать безнравственные поступки, а есть любовь и желание продолжить жить вместе — то лучшего и представить себе нельзя. Такой неверующий человек освящается этой совместной жизнью с верующим, то есть его жизнь тоже отчасти становится Божьей, в ту меру, в которую он приближается к христианской вере и жизни. Тем более, если остаётся возможность воспитывать в вере детей.
Общая жизнь тем и ценна, что в общении друг с другом люди являют ближнему полноту своей личности, часто сокрытую от внешних глаз. Человек, который не на показ, не только с внешними, но и с семейными в своих поступках, реакциях, словах и отношениях ведёт себя по-христиански, не просто показывает пример, но действительно открывает другим путь спасения, проложенный Спасителем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.