1 Сол., 273 зач., V, 14-23.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Обещанное Христом второе пришествие должно состояться при кончине мира. Но когда именно они (и пришествие, и конец мира) произойдут, нам неизвестно. Господь пожелал утаить сроки жизни привычной нам реальности. Однако неоднократно люди пытались вычислить, когда же снова придёт Христос. А потом впадали в панику из-за собственных фантазий. О чём-то подобном пишет апостол Павел в первом послании к христианам Фессалоник. Отрывок из 5-й главы этого произведения звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Павел прибыл в древний город Фессалоники, расположенный на севере Греции, в 51 году. Здесь он оказался, по правде говоря, не по собственной воле. Павла за его горячую проповедь выгнали из соседнего полиса — города Филиппы — ставшего первым европейским поселением, где прозвучало слово о Христе. Апостол и в Филиппах, и в Фессалониках сначала пытался проповедовать местной иудейской диаспоре. Но безрезультатно. Зато с большой радостью весть о Спасителе приняли язычники. Они стали массово принимать крещение. В результате, и в Филиппах, и в Фессалониках появились большие христианские общины.
У каждой из основанной Павлом церквей впоследствии появлялись какие-то трудности. Что в общем-то для нашего несовершенного мира нормально. Но с одними вещами ещё как-то можно мириться, а вот другие — лучше пресекать. В случае с Фессалониками проблемой, потребовавшей вмешательства и создания обширного послания, стала самая настоящая истерия вокруг темы Второго пришествия. Христиане-фессалоникийцы неправильно поняли слова апостола Павла о кончине мира, Страшном суде. Почему-то им стало казаться, что эти события должны состояться со дня на день.
Некоторые из местных христиан, ожидая скорого завершения истории мира, бросили работать, оставили семьи, полностью отказались от исполнения возложенных на них обязанностей. Находясь в паническом состоянии, эти люди считали, что если Второе пришествие состоится уже вот-вот, то обычная жизнь не имеет уже никакого смысла.
Апостол Павел поспешил привести экзальтированных фессалоникийцев в чувство, призвав их вернуться и в семьи, и на работу. Святой обоснованно утверждал, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу. О Страшном суде, конечно, забывать не стоит, но и панике поддаваться не нужно. Да и вообще — какой смысл изводить себя мыслями о глобальном конце света, если ты собственной смерти избежать всё равно не сможешь? Личный конец света для тебя всё равно наступит.
Апостол подчёркивает ещё одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд — грандиозные события, но христиане призваны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости. Ведь тот, кто живёт в согласии с Богом и собственной совестью, может конца света не бояться. Встреча с пришедшим вновь Христом будет величайшим счастьем, а не осуждением или пыткой. Аргументы апостола Павла вразумили христиан Фессалоник, да и нам могут принести пользу.
В наши дни тоже много и с каким-то нездоровым упорством говорят о конце света. Но мы не должны поддаваться экзальтированной религиозности, бросать всё, поддавшись влиянию ложных проповедников. Настоящий ученик Христа умеет помнить о жизни будущего века, но не пренебрегать любовью к людям. Ведь именно те, кто сумел явить милосердие и милость к иному человеку, и окажется, по слову Спасителя, достойным войти в Царство Божие, тогда, когда состоится Второе пришествие. О том и стоит, прежде всего, помнить, не отвлекаясь на сомнительные знаки и ложные пророчества.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 февраля. О важности поддержки многодетных семей
30 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в XIII Рождественских Парламентских встречах.
С трибуны Государственной Думы Святейший Патриарх, в частности, говорил о важности поддержки многодетных семей.
Самым острым вызовом для большинства российских семей, проживающих в крупных городах, является жилищная проблема. Нужно смотреть правде в глаза. Материнский капитал и другие выплаты не позволяют приобрести жилье. Неуверенность и страх порождают нежелание иметь детей. До тех пор, пока молодая семья не будет уверена в возможности решения жилищных проблем, многие будут продолжать отказываться от деторождения, а тем более от многодетности. Тем не менее, материальная обеспеченность сама по себе отнюдь не гарантирует многодетности. И даже просто готовность рожать и воспитывать детей. Западные страны являются ярким примером.
Если задаться вопросом, кто сегодня много рожает, то ответить на него можно одним словом — верующие. В подавляющем большинстве случаев многодетными являются те люди, которые во главу угла своей жизни ставят религиозные принципы. И речь здесь идет не только о православных, но и о других традиционных для России религиях, в первую очередь ислама.
Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть очевидный факт. В религиозных семьях детей больше, чем в семьях нерелигиозных. Социологический факт. А значит, если мы хотим реально изменить демографическую ситуацию в стране, следует и дальше думать над тем, как научить современников строить свою жизнь на основе настоящих традиционных ценностей, как популяризировать этот образ в современной культуре.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 февраля. О подвиге Преподобного Макария Великого
Сегодня 1 февраля. Церковь чтит память Преподобного Макария Великого, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий святой старец, когда еще был молод, дал себе слово обязательно дождаться кончины своих родителей и прежде этого не уходить в монастырь. И он исполнил это слово. Он действительно выхаживал своих родителей до самого конца и только потом уединился. Это соответствует заповеди «Чти отца и матерь, и долголетен будешь на земле».
Преподобный Макарий пришел и стал учеником Великого Антония. И можно проследить прямую духовную связь между двумя старцами. По аналогии, как в Ветхом Завете святой пророк Елисей был учеником святого славного пророка Божия Илии. Но после духовного обучения у святого Антония, преподобный Макарий уединился в скит. И вот в полном уединении и молитве он пребывал там еще какое-то время. Уже в 30 лет еще сравнительно молодого монаха стали называть старцем. Отсюда такое необычное словосочетание — юноша-старец. А уже в 40 лет святой Макарий принял священный сан и стал настоятелем монастыря.
Дух Антония заключается как раз в жизнелюбии и всегдашней открытости к людям. От того, как Антоний, так и Макарий были очень любимы среди людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 февраля. О служении Предстоятеля РПЦ
Сегодня 1 февраля. День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
О служении Предстоятеля — священник Алексей Дудин.
Прежде всего, Патриарх — это епископ по своему священническому достоинству, но епископ первый среди других равных епископов. У Патриарха есть миссия, и эта миссия — являть собой пример для всех людей Церкви, для всех епископов, и представлять Церковь и ходатайствовать за нее. Слово «патриарх» с греческого языка имеет такой перевод, как «праотец», то есть тот человек, который заботится, отвечает и является основоположником всего того, что в Церкви происходит. Это великое служение. Это служение связано прежде всего с тем, что Патриарх сам несет самоотверженные труды, труды во благо Церкви. Это труды имеют свои плоды, и в этом отношении в нашей Церкви за патриаршество Святейшего Кирилла более чем в два раза увеличилось количество епархий, более чем в два раза увеличилось количество архиереев, более чем на десять тысяч увеличилось количество тех храмов, которые действуют на территории нашей Большой Церкви. Шестнадцать стран объединяет наша Русская Православная Церковь, и в каждой из них фактически трудится, молится и являет свой архипастырский пример наш Святейший Патриарх. Мы все должны молиться за Него. Мы все просим у Господа, чтобы наш Святейший всегда правоправил Божье Слово истины. Многая благая Ему лето! Дай Бог Ему успехов!
Все выпуски программы Актуальная тема