
1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Краеугольный камень христианства — вера в Христово Воскресение. Апостол Павел по этому поводу написал слова, которые впоследствии превратились в «крылатую» фразу: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших» (1Кор. 15:17). Ну а если в центре нашей веры Христово Воскресение, перед которым была Его Смерть, то христианство неизбежно будет говорить и о смерти — о нашей человеческой смерти и о её преодолении. Смерть нависла над человечеством как проклятие, но Христос нас от неё избавил, Он Своим Воскресением дал нам возможность не разлучаться с Богом, теперь мы можем пребывать с Ним и после разлучения наших душ с телами. Христовы апостолы это очень хорошо понимали и чувствовали, по этой причине они никогда не писали о физической смерти в той трагической тональности, которая так характерна для нехристианского мира. Более того, зачастую в своих посланиях апостолы и вовсе не называли смерть смертью, они использовали другие слова, но делали это не для успокоения своих адресатов, а потому, что апостолы верили в Христово Воскресение и, как следствие, не верили в смерть. Одно из таких мест в апостольских посланиях содержится в 5-й главе Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Этот отрывок начинается с мысли апостола Павла о том, что «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:9). Слова апостола могут быть поняты как минимум двумя способами, первый из которых кажется вполне очевидным и вытекает из всего контекста Священного Писания: Бог не хочет чьей-либо погибели, Бог не хочет, чтобы кто-то был навечно лишён райского блаженства, Бог делал и делает всё для того, чтобы никто не погиб. Второй способ понимания этих слов апостола Павла предложил блаженный Феофилакт, его мысль звучит так: «Не положил нас Бог в гнев, то есть не на то определил, чтобы мы гнев Его несли, но чтобы приобрести нас Себе и спасти, дав за нас Сына Своего на смерть. Итак, мы должны ожидать в опасностях всего полезного и великого. Ибо если мы веруем, что Он не пощадил за нас Своего Сына, то будем надеяться, что Он и тем скорее избавит нас от этих опасностей». Эту же самую мысль озвучивали и некоторые другие авторитетные толкователи Нового Завета.
Однако у фразы апостола Павла есть и продолжение. После упоминания Господа Иисуса Христа, апостол написал: «умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фес. 5:10). Если эти слова понимать буквально, то возникает ощущение, будто бы апостол Павел имел целью напомнить своим адресатам о необходимости постоянной готовности к встрече с Господом Иисусом Христом, и такое понимание слов апостола вполне справедливо, мы и в самом деле не знаем ни времени Второго Пришествия, ни времени собственной кончины, и первое, и второе может настигнуть нас в любую секунду, и днём, и ночью, и когда бодрствуем, и когда спим. Но есть и иное понимание апостольских слов, в рамках которого предполагается, что под бодрствованием апостол Павел понимал физическую жизнь, а под сном — смерть тела, и оба этих неизбежных состояния апостол называет жизнью, но не просто жизнью, а жизнью со Христом. Интересно, что Павел не проводит никакого различия между жизнью и смертью в привычном понимании этих слов, для него жизнь — это пребывание со Христом, а смерть — удаление от Христа, при этом физическая жизнь тела не имеет никакого значения, по мысли апостола, можно быть мёртвым при живом теле, и живым при мёртвом теле.
Те люди, которые смогли понять и воспринять эту мысль, главным стремлением которых стало пребывание со Христом, а не что-либо иное, доказали правоту слов апостола. Эти люди живы и после своей физической смерти. Мы называем таких людей святыми. Мы обращаемся к ним в молитвах. Они нас слышат и деятельно откликаются на наши молитвы. Поступать так может лишь тот, кто жив, тот, над кем смерть не властна, ведь такие люди пребывают с Источником жизни Господом нашим Иисусом Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер