1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Краеугольный камень христианства — вера в Христово Воскресение. Апостол Павел по этому поводу написал слова, которые впоследствии превратились в «крылатую» фразу: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших» (1Кор. 15:17). Ну а если в центре нашей веры Христово Воскресение, перед которым была Его Смерть, то христианство неизбежно будет говорить и о смерти — о нашей человеческой смерти и о её преодолении. Смерть нависла над человечеством как проклятие, но Христос нас от неё избавил, Он Своим Воскресением дал нам возможность не разлучаться с Богом, теперь мы можем пребывать с Ним и после разлучения наших душ с телами. Христовы апостолы это очень хорошо понимали и чувствовали, по этой причине они никогда не писали о физической смерти в той трагической тональности, которая так характерна для нехристианского мира. Более того, зачастую в своих посланиях апостолы и вовсе не называли смерть смертью, они использовали другие слова, но делали это не для успокоения своих адресатов, а потому, что апостолы верили в Христово Воскресение и, как следствие, не верили в смерть. Одно из таких мест в апостольских посланиях содержится в 5-й главе Послания апостола Павла к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 5.
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Этот отрывок начинается с мысли апостола Павла о том, что «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:9). Слова апостола могут быть поняты как минимум двумя способами, первый из которых кажется вполне очевидным и вытекает из всего контекста Священного Писания: Бог не хочет чьей-либо погибели, Бог не хочет, чтобы кто-то был навечно лишён райского блаженства, Бог делал и делает всё для того, чтобы никто не погиб. Второй способ понимания этих слов апостола Павла предложил блаженный Феофилакт, его мысль звучит так: «Не положил нас Бог в гнев, то есть не на то определил, чтобы мы гнев Его несли, но чтобы приобрести нас Себе и спасти, дав за нас Сына Своего на смерть. Итак, мы должны ожидать в опасностях всего полезного и великого. Ибо если мы веруем, что Он не пощадил за нас Своего Сына, то будем надеяться, что Он и тем скорее избавит нас от этих опасностей». Эту же самую мысль озвучивали и некоторые другие авторитетные толкователи Нового Завета.
Однако у фразы апостола Павла есть и продолжение. После упоминания Господа Иисуса Христа, апостол написал: «умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фес. 5:10). Если эти слова понимать буквально, то возникает ощущение, будто бы апостол Павел имел целью напомнить своим адресатам о необходимости постоянной готовности к встрече с Господом Иисусом Христом, и такое понимание слов апостола вполне справедливо, мы и в самом деле не знаем ни времени Второго Пришествия, ни времени собственной кончины, и первое, и второе может настигнуть нас в любую секунду, и днём, и ночью, и когда бодрствуем, и когда спим. Но есть и иное понимание апостольских слов, в рамках которого предполагается, что под бодрствованием апостол Павел понимал физическую жизнь, а под сном — смерть тела, и оба этих неизбежных состояния апостол называет жизнью, но не просто жизнью, а жизнью со Христом. Интересно, что Павел не проводит никакого различия между жизнью и смертью в привычном понимании этих слов, для него жизнь — это пребывание со Христом, а смерть — удаление от Христа, при этом физическая жизнь тела не имеет никакого значения, по мысли апостола, можно быть мёртвым при живом теле, и живым при мёртвом теле.
Те люди, которые смогли понять и воспринять эту мысль, главным стремлением которых стало пребывание со Христом, а не что-либо иное, доказали правоту слов апостола. Эти люди живы и после своей физической смерти. Мы называем таких людей святыми. Мы обращаемся к ним в молитвах. Они нас слышат и деятельно откликаются на наши молитвы. Поступать так может лишь тот, кто жив, тот, над кем смерть не властна, ведь такие люди пребывают с Источником жизни Господом нашим Иисусом Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Белгород (обзор)
Город Белгород расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах рек Везёлки и Северского Донце. Православие достигло здешних мест ещё в десятом веке — Киевский митрополит Леонтий тогда направил в Белгород епископа. Белгородская епархия вскоре исчезла под ударами монголо-татарского нашествия. Но была восстановлена в 1667 году по указу царя Алексея Романова. В восемнадцатом веке Церковью в Белгороде управлял мудрый архипастырь, епископ Иоасаф (Горленко). В своей библиотеке святитель собрал книги по истории, географии, медицине и прочим наукам. Епископ Иоасаф стремился сделать церкви центрами просвещения для прихожан. Сегодня святитель Иоасаф — небесный покровитель города Белгород. Он почивает нетленными мощами в кафедральном Преображенском соборе.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Поможем центру социальной реабилитации «Турмалин»
Александру 28 лет, у него есть ментальные нарушения. Уже три года он посещает в Москве центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым людям с разными особенностями в развитии. Там для них подбирают интересные и полезные занятия, помогают осваивать что-то новое. Рядом с подопечными всегда находятся специалисты и волонтёры.
В центре действуют несколько мастерских. Саша трудится в керамической и свечной. За несколько лет он достиг больших успехов не только в ремесле, но и в личностном развитии. Раньше Саша с трудом мог контролировать эмоции и на чём-то сосредоточиться, но сейчас парень стал гораздо спокойнее и усидчивее. Кроме того, Саша внимательно относится к окружающим: с восторгом отзывается о работах других подопечных, делает комплименты и помогает тем, у кого возникают сложности на занятиях.
А ещё наш герой буквально незаменим в хозяйственных делах Центра: моет полы на этаже или чистит крыльцо от снега, это помогает ему в развитии самоконтроля. Когда молодой человек испытывает сильные негативные эмоции, он делает что-то по хозяйству и таким образом успокаивается.
В центре социальной реабилитации «Турмалин» Саша и другие люди с инвалидностью обретают понимание, заботу, друзей и новые возможности. Все подопечные занимаются здесь бесплатно.
Сегодня проекту важна поддержка в оплате коммунальных услуг, покупке бытовых вещей, расходных материалов для занятий и не только. Если вы хотите помочь, оставьте любой благотворительный взнос на сайте центра «Турмалин». Также поучаствовать в жизни проекта можно иначе, например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов