
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Сол., 264 зач., II, 1-8

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что случится, если мы вдруг встретим в своей жизни святого человека? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
Проповедь апостола Павла была приятна не всем. Сопротивление его слову мы встречаем даже среди христиан. Из только что прозвучавшего отрывка мы видим, что у Павла были противники в общине города Салоники. Они упрекали его в том, что в своей проповеди Евангелия он якобы хотел угодить не Богу, а людям. Дескать, он льстил своим слушателям из корыстных побуждений, в поисках выгоды. Апостола обвиняли в тщеславии и любоначалии. Очевидно, что оппоненты Павла ошибались. Его мотивы были иные. Им двигало желание во всем исполнять волю Небесного Отца и быть полезным в деле распространения и утверждения Церкви Христовой. Истинность этих намерений он подтвердил своей мученической смертью. А потому обвинения против него сейчас кажутся нелепыми и смешными. Однако современникам святого так не казалось.
Это было связано с тем, что Павел делал огромный акцент на свободе благодати, которую он противопоставлял рабству закона. Что это означает на практике духовной жизни? Павел призывал людей в своей повседневной деятельности в первую очередь руководствоваться велением верующего сердца, а не записанной на бумаге инструкцией. То есть, больше полагаться на духовную интуицию. Однако проблема в том, что жизнь полна неоднозначных и сложных ситуаций. И не всегда в этих ситуациях ответ свыше звучит в нашей душе четко и внятно. Порой наступает тягостное молчание. Бывает и по-другому: ответ очевиден, но он вступает в противоречие с общепринятыми нормами или же грозит какой-то серьезной и тяжелой потерей. Как, например, в случае с патриархом Авраамом, которого голос Божий побуждал принести в жертву своего единственного сына. В общем, нередко дар свободы означает, что человек должен действовать на свой страх и риск. Доверяя лишь велению сердца и уповая на Бога. Согласитесь, как хочется в такие моменты заручиться ощутимой поддержкой какого-то внешнего авторитета и получить четкую инструкцию!
Вот многие христиане видели такой внешний авторитет и поддержку в ритуальном законе. Это было нечто вроде гарантии того, что я двигаюсь в правильном направлении. А Павел призывал отказаться от этих гарантий. Это наполняло сердца христиан страхом. Ведь жизнь становилась в определенной степени непредсказуемой и неконтролируемой. Предполагалось, что каждый момент я должен иметь мужество сделать выбор, принять самостоятельно, возможно, судьбоносное решение. Это в свою очередь требовало от человека постоянной работы над собой. Необходимо пребывать в духовной бодрости, непрестанно улучшать свою связь с Богом и людьми. Что-то пересматривать, что-то менять, от чего-то отказываться. Ни тебе покоя, ни отдыха. Постоянный дискомфорт. Намного проще по накатанному шаблону исполнять из раза в раз стандартные ритуальные действия. Это наполняет уверенностью, что я на верном пути. Вот и возмущались вполне себе церковные христиане на апостола. В его словах они видели угрозу своей внешней и внутренней стабильности.
Дай же нам, Господи, быть Твоими истинными учениками. Помоги нам взращивать в своем сердце безусловную веру в Тебя. Чтобы не только видеть Твою волю о нас, но и, преодолевая всякий страх, следовать этому голосу, чтобы исполнить Твое Евангелие и уже здесь на земле наполнится миром и покоем Твоего Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер