
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какие черты характера верующий во Христа человек должен стремиться развивать в себе в первую очередь? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из первой главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Отрывок, который только что прозвучал, — вступление к посланию апостола Павла к христианам города Салоники. В нем Павел выделяет три главнейшие добродетели жизни христианина и хвалит своих адресатов за то, что они преуспевают в них. Речь идет о вере, о любви и об уповании, то есть, о надежде. Вера, надежда, любовь — вот они три главные черты характера, которыми должен обладать истинный ученик Христа. Вера побуждает человека трудиться не ради себя и своих корыстных целей, но ради исполнения воли Бога и ради того, чтобы приносить пользу окружающим; надежда помогает двигаться к этой цели несмотря ни на что; любовь дает силы оставаться на этом пути великодушным и самоотверженным, не срываться в недовольство, претензии, злобу и обиду.
Хотелось бы особо обратить внимание, что апостол Павел хвалит христиан Салоник не столько за то, что они исполнились этих трех добродетелей. Сколько за то, что они находятся в непрестанном движении, пытаясь развить их в себе. То есть, достоен похвалы даже не результат, а уже сам процесс. Поэтому апостол и использует такие выражения как «дело веры», «труд любви» и «терпение упования».
Это весьма важный момент для каждого из нас. Нередко прочитав призывы, которые содержатся в Священном Писании, мы вздыхаем: «Слишком высокая планка. Не для меня. Это для святых и совершенных». Так часто и заканчивается наша работа над собой, даже не успев начаться. А все потому, что мы совершаем серьезную ошибку — хотим получить ощутимый результат сразу. В нас срабатывает психология потребителя. Если приобрету добродетель, думаю я, то выполню свою часть контракта с Богом и уж тогда смогу пожить в свое удовольствие. Ведь говорят же, что должно быть хорошо, что я получу рай и Царство Небесное. Вот он скрытый мотив, который толкает меня на то, чтобы ожидать быстрые результаты. Я слишком сконцентрирован на тех подарках, которые мне обещают.
Однако тот человек, который начинает заниматься этой внутренней работой всерьез, со временем осознает, что развитие любой добродетели — упорный и продолжительный труд, который измеряется не часами и днями, а годами. И важен здесь не столько результат, сколько сам процесс. Каждый день я приучаю себя делать множество мелких, порой незаметных, но вполне конкретных действий на пути к цели. Вопреки своему эгоизму и лени я понуждаю себя во всех ситуациях, при встрече со всяким человеком все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с верой в Бога, подкреплять надеждой на Его милость, и наполнять любовью к тем, кто меня окружает. Постепенно это становится для меня естественным. И внезапно я начинаю осознавать, что сам этот процесс и есть награда. Ведь чем больше я развиваю в себе навык всю свою жизнь сверять с Евангельскими заповедями, тем заметнее в моем сердце проявляет себя Божественная благодать, тем шире и глубже раскрывается в нем Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова