
Начиная свой церковный путь, я частенько попадала в неожиданные для меня ситуации. Правда, обычно они оказывались не случайными — Господь всё устраивал во благо.
В первый раз на службе от начала до конца я пробыла, можно сказать, невольно. Получив инвалидность после серьёзной травмы позвоночника, я носила особый корсет, перемещалась с большой осторожностью и уж точно подумать не могла о длительном пребывании в храме.
Но вот наступила долгожданная Пасха Христова. Воскресная и наверняка многолюдная служба казалась мне не по силам. Я решила доехать до храма хотя бы в понедельник, хотя бы к вечеру, чтобы миновать утреннего часа пик в метро. Выбрала Елоховский Богоявленский собор. «Он вон какой большой, уж в нём-то меня точно не затолкают, — подумала я, — побуду немножко, послушаю праздничные песнопения, порадуюсь, да и поеду потихоньку домой».
Перед вечерней успела купить красные пасхальные свечи и зажечь их у Казанской иконы Божией Матери и у мощей святителя Алексия Московского — святынь этого храма, про которые заранее прочитала. А потом присела на скамейке напротив ещё одной иконы Богородицы. Очень она мне по сердцу пришлась. Оказалось, что это меня Владимирская обогрела и взяла под Свой Покров, не даром же мои именины совпадают с Её праздником.
И так мне стало хорошо, так тепло и умилительно, что я и не заметила, как собор наполнился людьми.
Раздался возглас, возвестивший начало богослужения. Я неуверенно попыталась встать, но меня остановила сидевшая рядом пожилая прихожанка. Похоже, женским сердцем почувствовала мою немощь.
— Сиди, дочка. Не переживай, больным можно. Народу-то вон сколько, да и ещё прибывает. Всем хочется с Патриархом похристосоваться!
Вот в чём дело! Я, придя в кафедральный собор, сама того не ведая, попала на патриаршую службу! Это и сейчас, спустя много лет, для меня большое событие. А тогда начинающая христианка Елена вообще не смела поверить в такое счастье.
Надо признаться, сначала я заволновалась. Стало совершенно очевидным, что моим планам уйти пораньше сбыться не суждено. «Пришедших на службу так много, что вряд ли я смогу пробраться к выходу, — переживала я. — Выдержу ли?»
Но очень скоро всеобщая радость и воодушевление охватили и моё существо. Я даже время от времени тихонечко подпевала хору вместе со стоящими рядом верующими, хотя ну ничего ещё в церковном пении не смыслила. И не имело значения, что со своего местечка, в полном смысле слова зажатая со всех сторон, я не видела богослужения. Слышала-то хорошо!
Служба прошла радостно и быстро.
— А теперь, милая, пойдём к Патриарху, — улыбаясь, позвала меня моя любезная соседка.
Только что спокойное людское море всколыхнулось, превратилось в волну, которая подхватила и нас. Покинуть храм мы могли лишь одним путём, со всеми вместе. Стоявший напротив открытых Царских врат Святейший Патриарх Алексий II каждого приветствовал пасхальным «Христос воскресе» и вручал ярко-красное яйцо.
Аккуратно, как драгоценный дар, везла я домой самое красивое пасхальное яйцо в моей жизни. Забыв о сломанном позвоночнике и не чувствуя усталости. И ещё не догадываясь о всех, порой таких неожиданных, духовных дарах, которые уготовал мне Господь в церковной жизни, начавшейся с Пасхальной Патриаршей службы.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час