Возможно ли «расступиться морю» таким образом, чтобы волны разошлись в разные стороны, обнажив дно, и по нему двинулись на другой берег люди, животные, повозки? Библия описывает такое чудо в Книге Исход. Шесть сотен боевых колесниц, поднимая пыль до самого неба, неслись за покидающим Египет еврейским народом. Начинался Исход – событие, не имеющее равных по драматизму в древней истории иудеев. Гнев фараона, лично возглавившего войско, был ужасен. Шестьсот тысяч рабов покидали его страну – лучшие земледельцы, строители и ремесленники. Десять казней египетских – десять страшных бедствий наслал Бог на Египет, и упрямый царь в конце концов согласился отпустить евреев на родину. Но теперь он передумал и решил вернуть уходящих силой!
Евреи дошли до берега Красного моря, когда на горизонте показалась армия фараона. Отчаяние овладело беглецами: женщины плакали, а мужчины проклинали тот день, когда решились уйти из сытого рабства. Позади их догоняла страшная смерть, а впереди на многие километры лежала водная гладь моря. И вдруг… Вот что говорится в книге «Исход»: «...простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды».
Евреи перешли Красное море по его дну! Когда они оказались на другом берегу, Моисей снова поднял руку, и волны обрушились на преследователей.
Нам неизвестна точная дата исхода евреев из Египта. Неизвестен и маршрут, по которому пророк вел свой народ. В каком месте евреи вышли к морю? Где случилось чудо и можно ли объяснить его с точки зрения науки? В 1882 году, спустя более трех тысяч лет после исхода, английский генерал Александр Брюс ТУллох описал необычное природное явление, свидетелем которого он стал на Суэцком канале.
Комментарий эксперта:
Восточный ветер быстро нарастал и, в конце концов, стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу. На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки. Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло почти три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования Красного моря Израилем.
Озеро Мензелех, о котором пишет генерал Туллох, на картах современного Египта называется Манзала и находится к северо-западу от Суэцкого канала. Исследовав ландшафт местности, генерал предположил, что во времена Моисея Красное море распространялось вплоть до этих мест.
Генерал Туллох был уважаемым человеком. После Крымской войны он входил в комиссию по расследованию коррупции в английской армии. Все знали, что это человек слова, твердый и решительный, не склонный к беспочвенным фантазиям. Поэтому никому не пришло в голову усомниться в правдивости его рассказа. Но возможно ли, чтобы ветер осушил море?
Вопрос о воздействии ветра на воду изучали российские и американские океанологи. В 2006 году петербуржцы Алексей Андросов и Наум Вольцингер подсчитали, что при определённой скорости ветра уровень воды в Акабском заливе на севере Красного моря может опуститься и на несколько часов обнажить рифовую отмель шириной два-три километра. Через четыре года – в 2010-м – американцы Карл Дрюс и Вейкинг Хан предложили другой вариант.
Комментарий эксперта:
С помощью компьютерного моделирования было показано, как вода может расступиться под напором ветра на одном из участков дельты Нила – в 120 километрах к северу от Суэцкого канала. Можно предположить, что именно здесь пророк Моисей вел свой народ. Шторм, о котором говорится в Библии, сотворил проход шириной более трёх километров и длиной чуть менее пяти. Когда ветер утих, вода, стоявшая стеной с обеих сторон, обрушилась на фараоново войско.
Известны и другие попытки ученых объяснить библейскую историю о переходе евреев через Красное море. Но ни одна гипотеза до сих пор не была признана достаточно убедительной. Освобождение от египетского рабства стало знаменательным событием в истории еврейского народа и запечатлелось в ветхозаветном празднике Пасхи.
В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом Пасхи Христовой. Если праздник Ветхого Завета знаменовал собой освобождение избранного народа от рабства, то Новозаветная Пасха избавила все человечество от порабощения смертью.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер