Мегиддо - таинственный холм в Изреельской долине Израиля. Даже после того, как это древнее городище было многократно исследовано, здесь продолжают находить уникальные артефакты, связанные с летописью Святой земли.
Самым первым к исторической сокровищнице Мегиддо прикоснулся немецкий археолог Готлиб Шумахер в 1903 году. Его попытка проникнуть в глубь тысячелетий была щедро вознаграждена. Во время раскопок ученый обнаружил печать, на которой фигурировало имя, тридцать два раза встречающееся на страницах Священного писания. Это имя – Иеровам.
Однако здесь стоит вспомнить, что так звали сразу двух правителей, возглавлявших Северное Израильское царство в разные периоды его истории. О каком же из этих царей свидетельствует находка профессора Шумахера?
Комментарий эксперта:
Печать, найденная на раскопках Мегиддо, выполнена из яшмы. На ней нанесено изображение рычащего льва и выгравирована надпись на иврите: «Шема, слуга Иеровоама». Вероятнее всего, этот предмет принадлежал царедворцу Иеровоама Второго, правившего Израилем в восьмом веке до Рождества Христова. Именно тогда в Северном Израильском царстве, как и в целом на Ближнем Востоке, получили широкое распространение личные печати с рисунками в виде животных - как реальных, так и мифических. На оттисках того времени можно увидеть изображение лошади, обезьяны, саранчи, а также грифона или сфинкса.
Во время правления Иеровоама Второго Северное царство достигло своего наивысшего расцвета. В библейской Четвертой книге Царств рассказывается, что в это время государство восстановило утраченные земли от Сирии до Мертвого моря. Надо полагать, что и широкое применение личных печатей, необходимых для маркировки различных предметов, было обусловлено возросшим благосостоянием израильтян. Пользоваться печатями было особенно удобно при продаже и транспортировке расхожего в те времена товара - кувшинов с вином и маслом, а также ящиков с засахаренными фруктами. Царедворец Иеровоама Второго Шема мог сам заниматься торговлей или использовать печать в государственных делах.
А что мы знаем об Иеровоаме Первом? Он царствовал на двести лет раньше своего тезки. Состоя чиновником при дворе Соломона, он безуспешно пытался поднять восстание против монарха и был вынужден бежать от его гнева в Египет под покровительство фараона Сусакима. После смерти Соломона мятежный чиновник пошел на конфликт с царским сыном Ровоамом и спровоцировал разделение Израиля на Южное и Северное царства, возглавив последнее. В противостоянии с Южным соседом – Иудеей, Иеровоам вновь прибег к помощи египетского фараона, которому, по мнению некоторых исследователей Священного Писания, приходился родственником. Однако, Сусаким, напав на Иудею и разграбив ее, не остановился на этом. Сохранилась надпись на стенах одного из храмов Египта, где фараон перечисляет завоеванные города - в этом списке значится и Мегиддо, который принадлежал Северному царству. Сам же Иеровоам Первый проживал в городе Сихеме – именно там он устроил столицу созданного им государства. Поэтому маловероятно, что его личные вещи и вещи его приближенных могли быть обнаружены в районе холма Мегиддо. Так что скорее всего на печати Шемы упоминается имя Иеровоама Второго.
Комментарий эксперта:
Иеровоам Второй вошел в историю Израиля как один из тех, кто обустраивал древний город в Изреельской долине. Считается, что именно при нем в Мегиддо были сооружены два больших общественных здания и силосная яма семиметровой глубины с винтообразно высеченными в стене ступенями,. Восьмым веком до Рождества Христова многие ученые датируют и уникальную систему водоснабжения города. Она включала в себя тридцатиметровый спуск и шахту со ступенями, которые вели к горизонтальному туннелю длиной около ста двадцати метров. В конце тоннеля, за пределами городских укреплений, находился источник. Это позволяло пользоваться водопроводом даже в условиях осады.
Обширные строительные работы, которые предпринял Иеровоам Второй в Мегиддо, подразумевают наличие в городе царской резиденции. Поэтому логично предположить, что печать слуги именно этого правителя стала трофеем археологической экспедиции.
Израильских царей, жизнеописание которых можно прочесть на страницах Библии, многие скептики не считали историческими персонажами. Однако земля по крупицам отдает доказательства того, что Священное Писание – это достоверный исторический документ, рассказывающий о реальных людях. И печать Шемы, слуги Иеровоама – яркая деталь в этой мозаике.
Кстати, этот древний оттиск послужил прообразом для израильской монеты достоинством в пять фунтов – ее выпустили в 1978-ом, а изъяли из обращения в 1984 году. У нумизматов можно и сегодня увидеть эту монету с рычащим львом, как на печати восьмого века до Рождества Христова.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.