В 1953 году на мировые экраны вышел американский фильм «Грехи Иезавели». Сценарий для этой картины был написан по сюжету, изложенному в Священном Писании, а именно – в Третьей и Четвертой книгах Царств. Талантливая драматическая актриса Полёт Годдар смогла передать всю трагическую безнадежность порочной жизни, которую вела жена израильского царя Ахава, правившего страной в девятом веке до Рождества Христова. Создавая образ героини, авторы фильма основывались исключительно на тех сведениях, которые содержатся в Библии. Никаких других свидетельств о существовании царицы Иезавели в то время просто не существовало. Но спустя несколько лет, в начале шестидесятых годов Управление древностей Израиля приняло в дар из частной коллекции артефакт, внесенный в реестры как печать царицы Иезавели. Профессор Утрехтского университета, археолог Марио Корпель, тщательно изучивший древнюю печать, настаивает, что эта печать действительно принадлежала той самой библейской Иезавели.
Мнение эксперта:
Печать из кварца, предположительно принадлежавшая Иезавели, необычайно крупная – более трех сантиметров в длину, что соответствует высокому статусу хозяйки. На оттиске отчетливо видны несколько букв, отражающих согласные звуки имени царицы. Штамп обильно украшен изящными рисунками, каждый из которых имеет определенное символическое значение. Крылатый сфинкс, солнечный диск с крыльями и сокол – это распространенные в девятом веке до Рождества Христова на Ближнем Востоке символы царской власти. Женская корона на голове у сфинкса свидетельствует о том, что печать принадлежала не царю, а именно царице. Типичным олицетворением женской влиятельности является и изображение двух кобр в нижней части штампа.
В патриархальном обществе свой штамп могли иметь только представительницы высших классов общества. На некоторых из женских печатей стояла надпись «дочь царя», иные отображали имя владелицы. Из тысяч древних печатей, найденных на территории Израиля, лишь тридцать пять, по определению специалистов, принадлежали женщинам. Можем ли мы быть уверены в подлинности артефакта, названного печатью Иезавели?
Мнение эксперта:
Дилетантские раскопки, зачастую варварские долгое время оставались настоящим бедствием Израиля. Контролировать археологические находки было крайне сложно до тех пор, пока в стране не появилось специальное Управление древностей. Сейчас эта государственная организация не только фиксирует все исследования археологов, но и сертифицирует аутентичность любительских находок. Печать Иезавели, подаренную неизвестным владельцем, Управление древностей приняло с благодарностью, признав, что это – подлинный артефакт девятого века до Рождества Христова.
Кобра как нельзя более подходит израильской царице Иезавели в качестве символа. Имя этой женщины стало синонимом коварства и жестокости. Третья книга Царств рассказывает о том, как царь Ахав, послушавшись свою жену, стал преследовать и убивать израильских пророков. Вся их вина состояла лишь в том, что они оставались верными Единому Богу в то время, как монарх принуждал свой народ поклоняться идолу Ваалу. Эту жестокую религию, в которой практиковались разнузданные оргии и человеческие жертвоприношения, Ахав перенял у своей жены, язычницы Иезавели.
Профессором Корпелем была отмечена еще одна интересная деталь. Оказывается, изображение на печати двух кобр и солнечного диска с крыльями может символизировать не только царское достоинство, но и божественный статус хозяйки. Иезавель, претендующая на родство с Ваалом, предстает перед читателями Священного писания как злобное, коварное, бессердечное существо, не знающее сострадания. И теперь этот образ скреплен ее личной печатью.
Евгения Павлычева
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема