
Фото: Boris Busorgin/Unsplash
Двадцать шестого апреля тысяча девятьсот второго года зал Пермского музея не мог вместить всех желающих. Причиной такого ажиотажа был доклад местного врача и благотворителя, Павла Николаевича Серебренникова, о великом открытии их земляка, уроженца Пермской губернии, инженера Попова — передаче электрических сигналов на расстоянии без проволоки. Все присутствующие жадно слушали рассказ об открытии беспроволочного способа телеграфирования. Для небогатых местных жителей, живо интересующихся новинками технического прогресса, было особо важно, что вход на лекцию был бесплатным. Серебренников считал, что просвещение российского народа должно быть повсеместным и всеобщим.
Павел Серебренников, которого одни называли «дедушкой пермского прогресса», а другие — «Пермским Гаазом», родился в тысяча восемьсот сорок девятом году в семье сельского священника. С раннего детства он наблюдал картины тяжёлой неприглядной сельской жизни: сердце его сжималось при виде бедных крестьянских жилищ. Ещё тогда Павел решил, что будет лечить болезни простых и бедных людей, будет их другом, заступником и просветителем.
Так и получилось: Павел Николаевич стал настоящим врачевателем пермских бедняков. Приёмная его никогда не пустовала: страждущие без конца приходили со своими увечьями и болезнями, «пермский Гааз» никому не отказывал, причём бедных Павел Николаевич лечил бесплатно. Важнее всего Серебренников считал свою образовательную деятельность: он был уверен, что необходимо прежде всего развивать санитарную медицину, борющуюся не с болезнями, а с их причинами. Именно на этих принципах Павел Николаевич бесплатно преподавал гигиену в народных школах для детей бедняков, в школе слепых, воскресных школах для взрослых.
Складывается ощущение, что энергии Серебренникова могло бы хватить на несколько обычных человек: так много он сделал для жителей Перми. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году Павел Николаевич создал Общество помощи слепым, затем с его помощью собрал средства на строительство двухэтажного здания училища для незрячих. Через восемь лет Серебренников инициировал открытие двух дешёвых столовых для бедного народа, где можно было приобрести вкусный и питательный обед за шесть-двенадцать копеек. И это не считая остальных добрых дел Павла Николаевича — устройства рождественских ёлок для детей бедняков с раздачей подарков, утренников с литературно-художественными и музыкальными выступлениями для учащихся народных школ.
Но главным делом своей жизни Серебренников считал строительство Богородицкой женской школы для сирот и детей бедняков. Школа отвечала всем гигиеническим требованиям, которые Павел Николаевич считал обязательными: достаточное количество воздуха и света, кухня для приготовления горячей пищи, площадка для детских игр на переменах. Здесь обучалось более двухсот девочек из бедных семей и приютов. Задачу учебного заведения Серебренников видел не только в начальном образовании, но и в получении учащимися профессии. Для этого был открыт рукодельный класс, в котором после окончания общеобразовательного курса девочки четыре года обучались кройке, шитью, вязанию, вышиванию и другим ремёслам. При школе Павел Николаевич открыл Богородицкий приют, куда поступали дети, потерявшие родителей. Всё обучение и содержание детей в Богородицкой школе было бесплатным.
Павел Николаевич Серебренников оставил о себе добрую память в сердцах жителей Перми. Слова, сказанные им в отношении благотворителей Богородицкой школы, можно в полной мере отнести к нему самому: «Этою школою вы создали себе памятник и вы, наверное, уже чувствуете, что награждены за это, по той великой радости, которая наполняет теперь вашу душу, сознавая, что свершенное вами дело, хотя и малое, но оно создано той же любовью к людям, которая двигает и горами!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер