Павел Никанорович Дербенёв — фабрикант и меценат, глава города Иваново-Вознесенск — активно занимался благотворительностью в интересах населения и рабочих.
В Иваново-Вознесенск Павел Никанорович приехал из Германии, где несколько лет жил и учился в Хемницком техническом университете. Почти сразу он вступил в управление наследством — ткацким производством в селе Камешково. При этом, видя, насколько печальны условия жизни рабочих, построил для них целый поселок, который впоследствии перерос в полноценный город.
В 1882 году он стал гласным — то есть депутатом городской Думы. А спустя два года был избран на пост городского головы. На личные средства городского головы проложили мост через реку Уводь, построили пожарное депо и реальное училище. И это лишь малая часть его благих дел! В 1917 году к власти пришли большевики. Дербенёв лишился своих фабрик и едва не лишился жизни, но остался в стране.
Что писали Павлу Никаноровичу благодарные прихожане храмов, которые он возводил?

В конце 19-го столетия на берегах реки Уводь появился новый город — Иваново-Вознесенск. Проживали там рабочие многочисленных ткацких фабрик и мануфактур. Причём, в условиях, весьма далёких от комфорта. Жили в общих бараках. На производстве им приходилось дышать ядовитыми веществами. В те годы об экологичности производства мало кто задумывался — на текстильных фабриках широко использовались вредные химикаты. Неудивительно, что рабочие часто болели. А с медициной в Иваново-Вознесенске были серьёзные проблемы. Да и покупку лекарств из-за более, чем скромного жалованья работники не могли себе позволить. Так было, пока в городе не появился Павел Никанорович Дербенёв.
В Иваново-Вознесенск он приехал из Германии, где несколько лет жил и учился в Хемницком техническом университете. И сразу же вступил в управление наследством — ткацким производством в селе Камешково. Павла Никаноровича опечалила ситуация на фабриках. И он решил всё изменить. Для своих работников Дербенёв и его братья — они же партнёры по бизнесу — построили целый посёлок. Не из бараков, а из уютных и комфортных домиков. В посёлке была школа для детей рабочих, больница и церковь — пятиглавый каменный Свято-Вознесенский храм. Со временем стараниями Дербенёвых посёлок перерос в полноценный город. На фабриках Товарищества мануфактур Дербенёвых подход к производству тоже отличался от остальных. Павел Никанорович закупал более дорогие, но зато менее токсичные химикаты для окраски тканей. Зарплата у его работников была достойной, рабочий день — нормированным. Однако другие фабриканты, увы, не спешили следовать примеру Дербенёва. С этим надо было что-то делать.
И Павел Никанорович активно включился в общественную жизнь Иваново-Вознесенска. В 1882-м он стал гласным — то есть депутатом, городской Думы. А спустя два года был избран на пост городского головы. Получив в руки бразды правления городом, Дербенёв начал его преображать. Причём, не за казённый, а за собственный счёт. На личные средства городского головы проложили мост через реку Уводь, построили пожарное депо и реальное училище. Даже керосин для уличных фонарей Дербенёв закупал на деньги из собственного кармана! Теперь по вечерам на улицах Иваново-Вознесенска всегда было светло. Павел Никанорович постоянно встречался с владельцами городских фабрик, убеждал их в необходимости создания достойных условий для рабочих — как на производстве, так и в быту. Многих удавалось убедить, и ситуация постепенно менялась к лучшему. Дербенёв лично вникал во все городские дела. В Государственном архиве Ивановской области сохранилась его обширная деловая переписка. Павел Никанорович интересовался, достаточно ли большое и удобное помещение выделено для почты, хватает ли кирпича для постройки новой церкви.
В конце 1890-х в Иваново-Вознесенске появился туберкулёзный санаторий. Фабричному городу такое медицинское учреждение было жизненно необходимо. Построил санаторий тоже Павел Никанорович Дербенёв. Строил он и храмы. Вместе с братьями полностью профинансировал возведение церкви Владимирской иконы Божьей Матери. Жертвовал на постройку и ремонт церквей в близлежащих деревнях и сёлах. Не раз получил от прихожан благодарственные письма — «первой гильдии купцу Павлу Никаноровичу Дербенёву за его отличное старание о Божьем храме».
В 1917 году к власти пришли большевики. Дербенёв лишился своих фабрик, и едва не лишился жизни — первое время его преследовали, угрожали арестом. Постепенно всё утряслось, и он даже смог устроиться на работу в московский Совет народного хозяйства. Друзья убеждали Дербенёва уехать из советской России. Но он остался. И до конца жизни продолжал служить людям.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер