Когда я стал преподавать в семинарии, каждая очередная лекция была событием. Мощный выброс адреналина, балансирование между отчаянием и эйфорией, и, конечно же, огромное желание рассказать студентам как можно больше всего самого интересного. Но, увы, почему-то, несмотря на все мои неимоверные усилия, студенты быстро сникали, начинали смотреть по сторонам или рыться в своих тетрадках. Я не мог понять — и ещё больше включался эмоционально, ещё плотнее загружал их интересными мыслями, пытался расшевелить — но становилось только хуже.
Уже готовый поверить в свою профнепригодность, я всё же решился рассказать о своей проблеме одному мудрому профессору. Он с улыбкой выслушал мою боль — и сказал всего лишь одну фразу. «Надо делать паузы!» Сначала я не поверил, что дело именно в них — но неожиданно проблема стала исчезать на глазах. Оказалось, даже самая очевидная, хорошо сформулированная мысль, требует времени для усвоения. Если она не успеет хотя бы немного «прорасти» — толка от неё не будет никакого. И только потом, уже вдоволь начитавшись хрестоматий по риторике, я узнал: пауза — важнейшая часть речи.
Но теперь я понял и другое: пауза — важнейшая, жизненно необходимая часть не только речи, но и самой жизни как таковой. «Помни день субботний» — что это, как не пауза, заповеданная Богом? Пожалуйста, трудись, волнуйся, погружайся в дела целую неделю — но этот день — твоя пауза, чтобы остановится и услышать Бога. Пауза — это не просто «передых» или «леность». Идеальная пауза — это момент молчаливого и трепетного предстояния перед Его Величеством Бытием — в осознании собственной ограниченности и несовершенства.
Не только в недельном расписании, но и в годичном цикле Богом были заповеданы такие «благословенные паузы». Каждый седьмой год был «субботним», когда земля не засевалась, а долги — прощались. Каждый пятидесятый — назывался «юбилейным», когда возвращались изначальным владельцам утраченные или проданные земли, а рабы отпускались на свободу. При всей кажущейся внешней экономической нецелесообразности таких установлений по сути эти Божественные паузы позволяли начать новый этап — практически с новой, чистой страницы — и любому было понятно: жизнь всего мира — в Божьих, а не человеческих, руках. Он здесь — Господин и Хозяин.
В жизни надо уметь делать паузы. Они могут быть краткими, или неожиданно продолжительными. Мы не всегда можем сразу понять, для чего именно они необходимы. Но также, как невозможно постоянно, без перерыва, есть — точно также нельзя и бесконечно быть «включённым» в деятельность. Надо не только «отдыхать» и «набираться сил», но и просто — останавливаться, чтобы жизнь могла в нас «укорениться».
Опытные люди в один голос утверждают: никогда не надо суетиться, пытаться из последних сил вскочить на подножку уезжающего трамвая. Вместо взбивания суетливой пены прежде всего надо успокоиться, остановиться и помолчать. Внимая тому, что может сказать в этой наступившей тишине любящий нас Небесный Отец.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.