Румынская Православная Церковь – это Церковь с самобытными традициями, и особенной историей. Для нас, россиян, иногда совсем удивительной. Многие знают, что румынское православие в 20 веке находилось под жестким гнетом атеистической власти. Как прочие Православные Церкви в странах с коммунистической идеологией. Но мало кто знает об объеме извинений и материального возмещения, которые осуществило румынское государство в отношении Церкви.
Взять хотя бы такую вещь. Однажды я оказался в Бухаресте, куда прибыл для участия в одной конференции. Встречавший меня представитель Румынской Церкви сказал мне, что конференция будет проходить в здании местной Патриархии. В Патриархии – так в Патриархии, подумал я тогда.
На следующее утро, увидев, где находится административный центр Румынского православия, я уже не воспринял эту информацию так спокойно. Дело в том, что в 1996 году Румынская Патриархия получила в собственность бывшее здание Дворца палаты депутатов, иначе Парламента. Передача здания произошла в рамках той самой компенсации румынским государством отобранного у Церкви в коммунистические годы имущества. Законодательное собрание Румынии переехало в громаднейший Дворец Парламента, построенный при Чаушеску.
Прежнее здание парламента, теперь здание Патриархии было построено в начале 20 века и выполнено в неоклассическом имперском стиле. Отличительная черта этого строения – огромный стеклянный купол над основным залом заседаний. Чем-то он напоминает купол Рейхстага в Берлине, но значительно уступает ему в размерах. Тем не менее, и этот маленький купол производит внушительное впечатление.
Как впрочем, и остальная часть здания. Его коридоры и прочие помещения буквально пропитаны историей. На стенах висят портреты Предстоятелей Румынской Церкви, а также изображения известных правителей и полководцев прошлого. Многие помещения являются именными и посвящены памяти того или иного церковного деятеля из истории Румынии. Именно здесь в старом здании парламента принимались две или три конституции румынского государства. Переоценить историческую ценность этого строения довольно сложно. И тем не менее, государство отдало его в собственность Церкви.
Справедливости ради, нужно сказать, что произошло это событие не на пустом месте. Старое здание Парламента было расположено на так называемом «Митрополичьем холме» - одной из возвышенностей, на которых расположен Бухарест. Митрополичий холм всегда являлся центром церковной жизни румынской столицы. Здесь находится храм в честь святых Константина и Елены, который в 17 веке стал местом резиденции митрополитов Валахии, исторической части Румынии. Отсюда и название – Митрополичий холм.
Появление здесь в 20 веке здания Парламента внесло некоторую дисгармонию в церковную атмосферу этого места. Дисгармонию, которая была преодолена в 90-е годы, когда в здание парламента перешло в собственность Румынской Церкви.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о здании Румынской Патриархии – бывшем здании парламента Румынии.
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. Об избытке дарований

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарах Святого Духа — священник Николай Конюхов.
Господь каждому из нас даёт то, что и в притче о талантах сказано: кому один, кому три, кому пять, кому десять. Но у каждого человека есть вот этот потенциал развития, у каждого человека есть возможность пройти путь и прийти ко спасению. То есть нет такого, что у нас разные условия.
Кому-то Господь даёт задел и возможность кого-то любить, или стать подвижником, или приобрести добродетель — милосердие, допустим. А у кого-то это просто отсутствует. То есть есть ложное учение предопределения, которое распространено у протестантов. У нас, в христианском богословии, конечно, такого нет.
То есть Господь каждому даёт полноту даров Духа Святого, которые, в том числе, мы получаем. К примеру, помазание — когда священник берёт кисточку и помазывает нас, читает тайносовершительную молитву: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И таким образом мы получаем вот эти дары, этот потенциал, который потом можем в жизни реализовать.
Другой вопрос, что мы иногда забываем о нём и просто не пользуемся. То есть все орудия в наших руках, мы можем их поставить куда-нибудь в сарай, убрать на антресоль, завесить, и всё, и они там будут пылиться. Это не из-за того, что Господь нас обделил чем-то, а просто мы проявили некое нерадение, невнимание и не воспользовались той возможностью, которую даёт Господь каждому христианину.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О мировоззрении Александра Грина

Сегодня 23 августа. В этот день в 1880 году родился писатель Александр Грин, автор знаменитой повести «Алые паруса».
О мировоззрении писателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Грин закончил жизнь верующим христианином, хотя отдал дань революционным брожениям, в царское время посидел в тюрьме за участие в кружковщине, дезертировал из царской армии, но жизнь прожить — не поле перейти.
И вместе со своей супругой-подвижницей Ниной в последние несколько лет жизни своей в маленьком храме Крыма он прислушивался к тихому богослужению и плакал, отвернувшись к стене, вспоминая прожитые годы, чувствуя, что все самые светлые образы и радужные мечты, которыми преисполнены его прозаические произведения, совпадают в образе Христа-Искупителя, Солнца Правды, в котором нет пятен.
И таким образом романтический пафос Грина разрешился в вере и верности Христу, которому писатель принёс на предсмертном одре свою искреннюю глубокую исповедь.
Отойдя, как Александр Сергеевич Пушкин, в вечную жизнь причащённым, умиротворённым и освящённым божественной благодатью.
Все выпуски программы Актуальная тема